Об этом рассказал руководитель службы Максим Шаскольский в
ходе научно-практической конференции «Эволюция тарифного
регулирования 2025»
В электросетевом комплексе ключевой задачей остается
завершение разработки эталонного метода регулирования – служба
подготовила проект постановления Правительства РФ о поэтапном
переходе к нему в течение трех лет. Переход на эталоны исключит
субъективный подход к установлению тарифов и сократит существующую
недорегулированность. Регулирование сетевых организаций по методу
эталонов должно будет осуществляться уже с 2026 года.
Важной мерой стал переход на дифференцированные тарифы на
электроэнергию для граждан. На сегодняшний день на диффтарифы
перешли 76 регионов. ФАС России подготовила концепцию дальнейшего
развития этого механизма и методические указания по расчету
диапазонов потребления. Также прорабатывается вопрос создания 4-й
категории потребителей. Это поспособствует совершенствованию
механизма распределения сетевой мощности – позволит снизить риски
аварийных ситуаций в энергодефицитных регионах и увеличить полезный
отпуск электроэнергии в профицитных.
В сфере ЖКХ продолжается работа по цифровизации всего процесса
тарифного регулирования. Ключевым проектом является сервис ФГИС
«Тариф». На текущий момент принята в эксплуатацию первая очередь
системы в сфере связи. Завершается работа по модернизации системы в
сфере ЖКХ – до конца 2025 года планируется запустить цифровые
процессы подачи тарифных заявок и проведения экспертизы.
Полноценный запуск сервиса позволит перевести документооборот между
ФАС России и регулируемыми организациями в электронный вид, а также
обеспечит автоматизированное ведение реестров тарифных заявок, дел,
решений и справочников.
В сфере обращения с ТКО служба работает над повышением
инвестиционной привлекательности отрасли. Для стимулирования
извлечения вторичных ресурсов из отходов предусмотрено положение,
согласно которому доходы от них остаются у регулируемой
организации. С 1 сентября 2025 года вступили в силу разработанные
ФАС России нормы, которые ввели порядок учета в тарифе региональных
операторов расходов на утилизацию ТКО путем производства
искусственных грунтов и расходов на создание перегрузочных
станций.
Также служба ведет работу по актуализации основ
ценообразования и правил регулирования с целью усилить контроль за
обоснованностью расчета тарифов и актуализировать подходы к учету
расходов в их составе – это позволит повысить устойчивость работы
отрасли.
ФАС России продолжает работу по контролю за экономической
обоснованностью тарифов. В этом году служба провела 3 плановых и 12
внеплановых проверок региональных регуляторов. Дополнительно по
поручениям Правительства РФ территориальные органы ФАС России
провели 36 внеплановых проверок. В результате выдано 94
предписания, а сумма подлежащих исключению в 2025 году и
последующих периодах средств составила 35 млрд рублей. Исполнение
выданных в этом году предписаний привело к снижению тарифов в ряде
регионов.
Также ФАС России подготовила ряд законопроектов, усиливающих
полномочия службы по контролю за исполнением решений. Они
предусматривают возможность изменения предельных тарифов в
электроэнергетике, если это необходимо для исполнения решений
службы, безальтернативную дисквалификацию руководителей
региональных тарифных органов, в течение года допустивших 3 и более
неисполнения решений ФАС России, запрет на назначение руководителем
тарифного органа на срок более 4 месяцев без согласования ФАС
России.
В завершение доклада руководитель ФАС России поблагодарил
участников за внимание к вопросам тарифного регулирования и пожелал
успешной работы в рамках конференции.
Пресс-служба ФАС РФ