• Главная
  • Новости
  • 2025
  • 01
  • Парламентское измерение: стройкомплекс и сфера ЖКХ нуждаются в новых эффективных законах

Парламентское измерение: стройкомплекс и сфера ЖКХ нуждаются в новых эффективных законах 24 января 2025

"Накануне 2025 года в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко, на которой были подведены итоги работы возглавляемого им комитета в осеннюю сессию 2024 года и обозначены планы на 2025 год, в том числе в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Планам работы в 2025 году была посвящена и пресс-конференция председателя Комитета Государственной Думы РФ по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, прошедшая на той же площадке 21 января. Ответы парламентариев на вопросы модераторов и журналистов дают представление об основных направлениях работы профильных комитетов Федерального Собрания в весеннюю сессию.

Шаг за шагом

Судя по ответам Андрея Шевченко, у возглавляемого им комитета Совета Федерации есть четкий план действий, направленных на решение главных проблем строительной отрасли. Прежде всего речь на пресс-конференции зашла о достижении одной из национальных целей развития страны на период до 2030 года — создании комфортной и безопасной среды для жизни. Сенатор отметил, что многое в этом направлении уже сделано, и федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» успешно реализуется в больших городах, однако же сельские территории из этой работы «выпали». И хотя существует государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ), жители пригородных районов, приезжая в город, видят, что у них работа по благоустройству ведется в гораздо меньшем объеме. Поэтому многие главы регионов приняли решение о софинансировании такой программы в районах из регионального бюджета. Будет развиваться и инициативное бюджетирование, при котором сельские жители принимают участие в проектах, внося, например, на благоустройство своей улицы 3%, а то и 1% от необходимой суммы. Многие регионы выделяют на эти цели средства из своего бюджета, причем данные средства будут увеличиваться, и работа продолжится в 2025 году. Эти планы прописаны и в нацпроекте «Инфраструктура для жизни».

Получит дальнейшее развитие и нормативно-правовая база, регламентирующая комплексное развитие территорий (КРТ). Андрей Шевченко отметил, что благодаря принятому четыре года назад федеральному закону о КРТ появилась возможность и, самое главное, право обустраивать территорию целиком в соответствии с единым документом по освоению этой территории, но надо идти дальше. В 2024 году комитет провел выездное заседание в Тюмени, являющейся одним из лидеров в реализации проектов КРТ. Общаясь с инвесторами и заказчиками, сенаторы убедились, что на сегодняшний день не решен вопрос о вовлечении в КРТ объектов индивидуального жилищного строительства и домов блокированной застройки. Кроме того, очень важно сделать механизмы, которые есть в так называемом инфраструктурном меню, доступными каждому региону независимо от его бюджетной обеспеченности. Причем поддержка на местах порой нужна не только финансовая: чтобы механизм КРТ заработал, регионам надо помочь и в подготовке требуемой для этого документации.

Новые подходы необходимы и к расселению аварийного жилья. Все регионы справились с выполнением этой программы на первом этапе, расселив в общей сложности более миллиона человек. В 2025 году упор будет сделан на адресную поддержку семей, у которых аварийное жилье — единственное. На первом этапе реализации программы иной раз выяснялось, что у семей, которые расселялись по программе, была еще одна квартира. Теперь такие случаи надо исключить, чтобы обеспечить жильем семьи, у которых единственное жилье в доме, признанном аварийном. Также очень важно определить адресную поддержку людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, и в этой части программа, по словам сенатора, будет обязательно донастраиваться. Кроме того, важно отладить механизм выплаты людям, которых расселяют по сертификатам, чтобы они были соразмерны тем затратам, которые были понесены ими при расселении. Необходимо шире использовать и механизм арендного жилья, тиражируя опыт нескольких регионов, которые успешно реализуют такую программу.

Говоря о развитии жилищного строительства, Андрей Шевченко остановился на мерах по сокращению строительного цикла. Благодаря им время подготовки документов, необходимых для получения разрешения на строительство, сократилась вдвое. Но упрощать механизм получения такого разрешения надо не за счет ослабления контроля за строительными материалами и технологиями, а за счет сокращения сроков рассмотрения документов и прохождения экспертизы. Кроме того, необходимо будет скорректировать поддержку регионов с учетом высоких ставок, которые предлагают банки, с тем чтобы сохранить темпы жилищного строительства и реализации готового жилья.

Самый сложный вопрос связан, по мнению Андрея Шевченко, с качеством предоставляемых услуг в сфере ЖКХ. «К сожалению, сегодня именно коммунальная инфраструктура недофинансирована. Да, мы строим очень много жилья, социальных объектов — все это есть. Но изношенность коммунальных сетей в некоторых регионах доходит до критической, и сегодня примерно 40-41% этих сетей нуждается в замене», — подчеркнул сенатор. Он считает, что в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни» надо сделать упор именно на этом, потому что, если не развивать коммунальные сети, то нельзя будет строить новые дома. Для этого необходимо создать реестр и с его помощью определить, какие сети и сколько в каждом субъекте РФ необходимо отремонтировать, а какие построить заново. Не все регионы могут справиться с проблемой замены сетей самостоятельно и поэтому нуждаются в поддержке правительства. «Это касается не только денег и компетенций, но даже проектирования этих новых сетей», — считает Андрей Шевченко.

От дырявых труб — к тотальному учету

По мнению Андрея Шевченко, необходимо разработать единый подход для решения всех проблем ЖКХ, и в этом с сенатором полностью согласен Сергей Пахомов, который сообщил, что члены профильного комитета Госдумы совместно с другими депутатами, представителями разных фракций, федеральных министерств и ведомств первую половину 2024 года работали над рекомендациями по реформе ЖКХ, адресованными Государственной Думе и коллегам из правительства. Сергей Пахомов напомнил, что Госдума провела большой расширенный правительственный час, одним из самых главных результатов которого стала фиксация того, что программа модернизации ЖКХ — это не только программа замены старых дырявых труб, а в первую очередь программа изменения самой системы и системных подходов. Депутаты предложили коллегам из правительства перечень из 40 пунктов, по поводу которых Сергей Пахомов выразил надежду, что «в ближайшее время мы уже поговорим о конкретных пунктах этой программы модернизации, в которых будет не только замена дырявых труб и котельных, а те решения, которые позволят через 20 лет не менять заново прохудившиеся котельные и трубы».

Перейдя затем к планам работы профильного комитета Госдумы на 2025 год, Сергей Пахомов отметил прежде всего наведение порядка в финансовой деятельности ресурсоснабжающих организаций. В инвестиционные программы этих организаций будут включены мероприятия по капитальному ремонту систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, а также по их текущему ремонту. Будет введен и контроль за исполнением таких работ, а также обязательная отчетность, подтверждающая их выполнение. При этом предусматривается, что тарифы будут устанавливаться с учетом мероприятий, содержащихся в таких инвестиционных программах, на срок до пяти лет. По словам депутата, это одно из самых системных решений, необходимых для модернизации ЖКХ.

Другим приоритетом в работе профильного комитета станет выравнивание баланса производства и потребления коммунальных ресурсов, что предполагает их тотальный учет. При этом задачей депутатов является также усиление поддержки слабо защищенных категорий граждан. Сергей Пахомов сообщил и о готовности законопроекта, позволяющего собственникам в многоквартирном доме заключать энергосервисные контракты.

Комитетом подготовлены также решения по повышению роли исполнительной власти в управлении многоквартирными домами и изменению функций госжилинспекции. «Роль госжилинспекции должна поменяться. Это должна быть уже не организация, которая решает, кому достанется в управление тот или иной дом. Задача госжилинспекции — обеспечить контроль за тем, чтобы все участники рынка — и управляющие компании, и органы власти, и жители — выполняли вовремя и качественно свои обязанности. Это новые, по сути, административные функции ведомства, мы сейчас тоже над этим работаем», — отметил Сергей Пахомов. Он рассказал также о ряде других законопроектов, над которыми уже давно ведется работа в профильном комитете, подчеркнув, что упор в ней будет сделан на подготовку законопроектов в сфере ЖКХ."

Алексей Торба
Строительная Газета.

« Все новости