Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
На площадке Комитета Государственной Думы по энергетике обсудили проект изменений в ФЗ «О теплоснабжении», направленных на усиление контроля над подготовкой к отопительному сезону.
Круглый стол в преддверии первого чтения проекта федерального закона № 513229-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» (в части повышения надежности и безопасности систем теплоснабжения)» прошел 27 февраля 2024г.
Система теплоснабжения России состоит из 50 тыс. локальных систем теплоснабжения и 18 тыс. обслуживающих предприятий, при этом общая протяженность тепловых сетей составляет 167 тыс. километров. По информации Росстата, общий износ тепловых сетей составляет более 60%, более 30% тепловых сетей нуждаются в замене, так как их износ достиг критического уровня. Нарастающие показатели ветшания теплосетевой инфраструктуры приводят к росту аварийности.
Согласно данным Минэнерго России, в период с 1 ноября 2023 года по 5 февраля 2024 года зафиксировано 48 случаев наиболее значимых технологических нарушений в тепловых сетях в 23 регионах, количество отключенных потребителей составило около 800 тыс. чел. При этом в большинстве случаев длительность проведения аварийно-восстановительных работ составляла: до 12 часов – 32 аварий, более 1 суток – 12 аварий, более 3 суток – 3 аварии (в Саратовской, Московской и Омской областях). Произошедшие аварии характеризовались не только длительностью устранения, но и значительными последствиями для потребителей – так, в Приморском крае, Московской, Волгоградской и Нижегородской областях единичные аварийные ситуации приводили к нарушениям теплоснабжения более 40 тыс. чел.; в Саратовской, Тульской и Челябинской областях снижение параметров теплоснабжения потребителей из-за аварий затронуло по 50 тыс. чел. в каждом регионе.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, открывая мероприятие, отметил, что тема ЖКХ, наряду с темами демографии и поддержки участников СВО, находится в списке приоритетов работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2024 года. Участившиеся случаи технологических нарушений в системах теплоснабжения в разных регионах страны, случившиеся в декабре-январе, вызвали широкий общественный резонанс и привлекли внимание к наличию системных проблем в теплоснабжении.
К основным вызовам перед организацией централизованного теплоснабжения можно отнести: необходимость привлечения масштабных инвестиций при хроническом недофинансированиии, размытость системы ответственности между органами местного самоуправления, региональными органами государственности власти, многочисленными владельцами тепловых сетей и источников тепловой энергии, управляющими компаниями; отсутствие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, на которого была бы возложена вся полнота ответственности за реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, состояние и развитие технологической инфраструктуры, качество и надежность теплоснабжения потребителей; неэффективность действующей системы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Законопроект, вынесенный на обсуждение в преддверии его первого чтения, был разработан Минэнерго в плановом порядке и содержит в себе ответы на значительную часть этих вызовов. Он даст единые конкретные критерии, по которым будут производиться проверки, конкретные инструменты привлечения к административной ответственности и прописанные в КОАП санкции.
Комитет очень внимательно работает с законопроектом, в том числе, в рамках рабочей группы под руководством заместителя Председателя Государственной Думы Алексея Гордеева, собраны замечания к документу. Большая их часть связана с распределением полномочий между Федерацией, региональными и муниципальными властями. Полномочия в значительной степени переданы на уровень муниципальных образований, что, с учетом дефицитности бюджетов большинства из них, создает серьезные риски. Второй сложный вопрос – вопрос о том, в чьей собственности должна находиться инфраструктура теплоснабжения.
Круглый стол Комитета призван найти ответы, в том числе, и на эти вопросы, с тем, чтобы максимально доработать законопроект в рамках подготовки ко второму чтению.
Заместитель Директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Георгий Попов рассказал о содержании и целях разработки законопроекта. Документ предлагает внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении". Главное в нем – сдвиг самой парадигмы законодательного обеспечения сферы теплоснабжения с энергоэффективности в пользу надежности.
Основные новеллы:
– наделение Правительства РФ полномочиями по установлению критериев надежности теплоснабжения;
– разработка и утверждение Минэнерго России новых правил обеспечения готовности к отопительному периоду и порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии;
– наделение Минэнерго России полномочием по утверждению схем теплоснабжения ценовых зон теплоснабжения;
– обязательное включение в состав схемы теплоснабжения муниципального образования новых разделов, связанных с оценкой надежности теплоснабжения и предложений, предусматривающих повышение надежности теплоснабжения, и мероприятий по резервированию систем теплоснабжения в определенных схемой теплоснабжения случаях;
– установление новых обязательных требований к готовности к отопительному периоду наряду с действующими.
Данные новеллы принципиально меняют сам подход к обеспечению надежности теплоснабжения, вводят риск-ориентированный подход, предусматривающий проверку именно тех субъектов, которые вызывают наибольшие опасения с точки зрения конкретно и четко прописанных критериев. Через создание подзаконных актов будут вводиться обязательные алгоритмы синхронизации и устранения аварий в сфере теплоснабжения, синхронизации действий ответственных структур.
Для устранения правового пробела в части отсутствия ответственности муниципальных образований, теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии за обеспечение готовности к отопительному периоду проектом федерального закона предусматривается закрепление материальной нормы о неготовности к отопительному периоду ответственных лиц.
Невыполнение требований по обеспечению готовности к отопительному периоду, будут квалифицироваться в качестве действий (бездействий) ответственных лицам и составлять объективную сторону административного правонарушения. Будет введена административная ответственность для муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии за неустранение выявленных нарушений, указанных в акте, содержащем оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, а также за необеспечение готовности к отопительному периоду в установленные актом сроки. Соответствующий проект федерального закона о внесении изменений в КОАП уже разрабатывается Минэнерго России.
Заместитель директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и ЖКХ РФ Федор Козловсообщил, что министерство плотно работало с Минэнерго над содержанием законопроекта. Он также отметил проблему низкой собираемости платежей и высокой задолженности потребителей за ком. услуги. Это является одним из катализаторов существующих проблем, равно как и недостаток инвестиций. Минстрой считает необходимым принятие единых комплексных решений в отношении модернизации теплоснабжения и, шире, ЖКХ.
Председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов высказал мнение, что проблемы в системе ЖКХ в целом и в теплоснабжении в частности лежат не в плоскости изношенной инфраструктуры, а в плоскости устаревших подходов. Если не поменять саму архитектуру отношений в отрасли, включая вопросы ответственности, новые трубы не помогут. Отрасль перегружена политическими решениями, в то время как ей необходим цивилизованный рынок с нормальными, прозрачными, четко прописанными правилами. Передача ответственности в муниципалитеты, равно как и передача котельных в муниципальную собственность, должны сопровождаться финансовым обеспечением. При этом Комитет поддерживает принятие законопроекта как системного и упорядочивающего ряд важнейших вопросов, при условии его доработки ко второму чтению. Конкретные предложения и замечания Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству войдут в проект рекомендаций по итогам «круглого стола».
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов подчеркнул, что принятие законопроекта, направленного на усиление контроля над подготовкой к отопительному сезону и четкое определение ответственности за это, ставящего во главу угла критерии надежности, является серьезным шагом вперед в плане упорядочивания отношений в сфере теплоснабжения, а потому Комитет поддерживает его.
При этом Сергей Морозов уверен, что для решения проблем ЖКХ необходимо принятие самостоятельного национального проекта, государственной программы, поскольку на модернизацию отрасли нужно как минимум 4 трлн. руб.
Комитет по региональной политике и местному самоуправлению также предоставит свои предложения в рекомендации по итогам «круглого стола».
Генеральный директор ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов поддержал новеллы, содержащиеся в законопроекте. Компания в рамках своих полномочий ЕТО проверяет готовность к зиме многоквартирных домов в тех территориях, где отвечает за теплоснабжение. Как правило, реально готовыми оказывается не более 30% МКД, хотя паспорта готовности есть у значительно большего количества. И это системная проблема, связанная не только с недостатком контроля, но и с недостаточностью профессионализма в сфере ЖКХ.
Не менее важен и вопрос финансового обеспечения. В среднем по стране сегодня меняется 2% сетевой инфраструктуры в год, «Т Плюс» меняет порядка 4%, но для повышения надежности необходимы темпы порядка 6-8%. Субсидирование ставок наро кредитам, направляемым на модернизацию сетей ЖКХ, могли бы помочь.
Генеральный директор АО РИР/АО «Квадра» Ксения Сухотина обратила внимание на важность цифровизации контроля и наблюдения за исполнением схем теплоснабжения и ситуацией в конкретных сетях, в том числе, дистанционного, это позволит оперативно реагировать на любые возможные проблемы.
Начальник управления перспективного развития и теплового бизнеса ООО «Газпром энергохолдинг» Аркадий Хараим поддержал подходы, представленные в законопроекте, и предложил несколько дополнений.
Так, целесообразно обязать муниципальные образования иметь согласованный с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций. Это нужно для более комплексного и детального подхода к составлению планов ликвидации аварийных ситуаций.
Предлагается установить обязанность теплоснабжающих и теплосетевых организации выполнять только те мероприятия по резервированию, финансирование реализации которых предусмотрено за счет тарифных и бюджетных источников. При реализации мероприятий за счет заемных средств существуют кредитные риски, которые будут препятствовать включению мероприятий в схемы теплоснабжения и инвестиционные программы при обязанности их реализации вне зависимости от реализации рисков, в частности связанных с изменением ключевой ставки ЦБ РФ.
Заместитель директора Ассоциации «Совет производителей энергии» Сергей Полянцев предложил включить Ассоциацию в состав экспертов при подготовке нормативно-правовых актов, необходимых для реализации законопроекта.
Свои предложения к законопроекту представила Ассоциация производителей качественной продукции для теплоснабжения.
Ведущий инженер-энергетик АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Елена Клековкина отметила, что принятие данного законопроекта без решения вопросов привлечения средств в теплоснабжение и ряда тарифных решений, только лишь усиление ответственности теплоснабжающих организаций и муниципалитетов без создания необходимых для повышения надежности инструментов, не решат проблему. Важно заложить эти инструменты хотя бы на уровне подзаконных актов к законопроекту.
Все предложения и замечания будут проработаны Комитетом Государственной Думы по энергетике в качестве ответственного за проект федерального закона № 513229-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» (в части повышения надежности и безопасности систем теплоснабжения)» в рамках подготовки документа ко второму чтению. Также Комитет рекомендует Минэнерго России до принятия проекта федерального закона в третьем чтении представить Комитету Государственной Думы по энергетике для анализа и обсуждения подлежащие к принятию проекты нормативных правовых актов.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел
Завальный подчеркнул, что принятие законопроекта – лишь один
шаг в процессе наведения порядка в сфере ЖКХ, необходим комплексный
подход. Комитет поддерживает идею о разработке Национального
проекта ЖКХ, важно понят, чем его наполнить. Этот вопрос
целесообразно обсудить, в том числе, и в рамках рабочей группы под
руководством заместителя Председателя Государственной Думы Алексея
Гордеева.
Пресс-служба Комитета по энергетике Государственной Думы РФ