Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Председатель Комитета по энергетике Павел
Завальный отметил, что Комитет давно и предметно
занимается вопросом эффективности сетевого комплекса
и неоднократно отмечал в своих рекомендациях, что
сама действующая модель тарифообразования в нем создает
условия для
неэффективной работы, непрозрачности затрат, роста
перекрестного субсидирования, за что расплачивается,
по сути, вся экономика. Изменить ситуацию может только
смена модели, и оптимальным Комитет считает переход для
всех категорий потребителей с мощностью
техприсоединения более 670 кВт на оплату электроэнергии
по двухставочному тарифу,
состоящему из ставки, отражающей удельную величину расходов
на содержание и развитие электрических сетей, нормативных
потерь на ее передачу и собственно стоимости
генерации электроэнергии.
«Безусловно, это повлечет определенные тарифные последствия
для тех потребителей, кто недоплачивал, уйдя
на собственную генерацию, но сохраняя при этом
возможность получать энергию из сети, и тех,
кто вынужден был переплачивать за обеспечение резерва
мощности для тех, о ком я только что сказал.
Но в общем это позволит более
справедливо распределить нагрузку на всех потребителей,
сделать экономику электросетевого комплекса более прозрачной,
его работу и развитие — более эффективными. Кроме
того, переход на двухставочный тариф оплаты заявленной
максимальной мощности и электроэнергии,
альтернативное введение принципа «бери или плати» оплаты
выданной мощности для новых техприсоединений позволит создать
более совершенную интегрированную модель оптово-розничного
рынка электроэнергии в России в интересах всех
потребителей», — заявил Павел Завальный.
Такой подход обеспечит защиту интересов и сетевой организации, получающей предсказуемый финансовый поток для покрытия операционных затрат на поддержание работоспособности и развитие электросетевого комплекса, и потребителя, получающего гарантированное энергоснабжение в пределах заявленных максимальной мощности и категории надежности, а также в части предотвращения перекладывания на него расходов на содержание невостребованных сетевых мощностей.
Заместитель Генерального директора по реализации услуг
и транспорту электроэнергии ПАО «Россети» Елена Андреева
разъяснила суть предложений. Прежде всего речь идет
о переводе промышленных потребителей на оплату услуг
по передаче электроэнергии по заявленной
максимальной мощности. Сегодня объем неиспользуемой
максимальной мощности по отдельным группам потребителей
составляет до 60–70 % от объема, заявленного при
технологическом присоединении. Среднее значение загрузки
центров питания напряжением 35 кВт и выше не превышает
и 60 %.
По данным ПАО «Россети», за период с 2011 по 2021 годы прирост заявленной потребителями мощности согласно выданным актам о технологическом присоединении составил 122 ГВт, а прирост фактической потребляемой мощности за счет указанных потребителей составил только 9,5 ГВт. При этом вне зависимости от включения экономически обоснованных затрат на подключение новых потребителей в плату за технологическое присоединение при длительном неиспользовании потребителем зарезервированных под него сетевых мощностей затраты на их содержание перекладываются на всех остальных потребителей в регионе. Потребитель же не несет ответственности за корректность заявленной при технологическом присоединении мощности и не заинтересован в повышении эффективности использования сетевых ресурсов. А сетевые компании обязаны поддерживать мощности в работоспособном состоянии независимо от фактической загрузки для всех потребителей, что становится дополнительным фактором роста сетевых тарифов для всех потребителей.
Для повышения эффективности работы ТСО,
обеспечения справедливого и равного распределения
финансовой нагрузки между потребителями и их
стимулирования к разумному поведению при «заказе»
максимальной мощности при осуществлении
технологического присоединения ПАО «Россети» предлагает
перейти на принцип «бери или плати» при оплате услуг
по передаче электрической энергии новыми потребителями
с максимальной мощностью энергопринимающих устройств
свыше 670 кВт. Расчет стоимости оказанных услуг
по передаче электроэнергии предлагается производить
по тарифу, состоящему из ставки, отражающей удельную
величину расходов на содержание электрических сетей,
и ставки, используемой для целей определения расходов
на оплату нормативных потерь электрической энергии. При этом
объем услуг предлагается определять исходя
из максимальной заявленной мощности энергопринимающих
устройств потребителя.
Критические замечания, высказанные в ходе дискуссии, будут отражены в решении Комитета. Комитет будет рекомендовать Правительству Российской Федерации:
Также в решение внесена рекомендация проработать
вопрос снятия установленных действующим
законодательством ограничений на перераспределение
мощности и опосредованное
технологическое присоединение, а также упрощения процедуры
отказа потребителей от неиспользуемого сетевого резерва
с обеспечением публичного доступа к информации
о доступной для перераспределения и опосредованного
присоединения мощности.
Комитет предложит ФАС провести и представить анализ
ценовых последствий осуществления перевода всех потребителей,
за исключением населения и приравненных к нему
категорий, на расчеты за оказание услуг по передаче
электрической энергии по двухставочному тарифу
с определением
объема услуг, оплачиваемых по ставке, отражающей удельную
величину расходов на содержание электрических сетей,
исходя из величины максимальной мощности
энергопринимающих устройств, и анализ ценовых (тарифных)
последствий в случае реализация сценария полного
перехода
промышленных потребителей на собственные источники
производства электрической энергии, а также проработать
вопрос сокращения групп потребителей, приравненных
к категории населения, предусмотрев для исключаемых групп
переходный период для применения двухставочного тарифа.
При этом решение принято лишь за основу и будет дорабатываться. Также предложено создать на площадке Комитета рабочую группу по снятию основных противоречий представленных инициатив.
Пресс-служба Государственной Думы РФ.