Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Председатель Комитета Павел Завальный подчеркнул, что электроэнергетика находится в фокусе постоянного внимания комитета. Электроэнергия сегодня – наше все, жизнь без нее просто останавливается. Вопросы надежности отрасли и ее развития в условиях внешнего давления, санкционных ограничений, энергоперехода, требуют, в том числе, своевременного совершенствования законодательства. Буквально две недели назад была проведена актуализация перспективных планов развития отрасли, и комитет ждет внесения связанных с этим законопроектов.
Заместитель Министра энергетики РФ Павел Сниккарс отметил, что, несмотря на эти внешние вызовы, 2023 год энергетическая отрасль прошла успешно. Производство и потребление электроэнергии в 2023 году демонстрировало положительную динамику: + 1,0 % к 2022 году (1 180,5 млрд. кВт∙ч) по выработке и +1,2 % по потреблению (1 167,3 млрд. кВт∙ч).
Ввод новой генерации за прошлый год составил 0,81 ГВт. Из них 340 МВт пришлась на объекты ВИЭ, в том числе малые ГЭС в Ставрополье и Карачаево-Черкесии, объекты ветроэнергетики (Кузьминская ВЭС, Труновская ВЭС, Кольская ВЭС). Активно осуществлялось и сетевое строительство, в частности, обеспечен ввод ВЛ 110 кВ «Певек – Билибино» в Чукотском АО протяженностью 490 км.
Значимых общесистемных сбоев в работе ЕЭС России в прошедшем году также не наблюдалось. Это говорит о том, что потребности экономики в дополнительных объемах электроэнергии удовлетворяются, а стагнации в отраслях промышленности не наблюдается.
Многие ранее запланированные проекты по строительству новой генерации в рамках антисанкционных мер поддержки были перенесены по срокам ввода в 2022 году на 2 года вперед, поэтому ожидается, что объем вводимой мощности в том числе по ВИЭ-генерации, в этом году существенно вырастет.
Государственной Думой в прошлом году было принято 3 важных для отрасли закона:
– № 489-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», создающий правовые основы для введения в России системы сертификации источников происхождения электрической энергии, что важно для снижения косвенного уровня углеродного следа, формирования ESG-отчетности, доступа к «зеленому» финансированию.
– № 516-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом внедрена целевая модель функционирования агрегаторов режима управления потреблением электрической энергии, с помощью услуг которых можно эффективно реализовывать управляемое снижение энергопотребления в качестве системной услуги. Кроме того, данный Федеральный закон вводит нормы, направленные на создание системы регулярного финансового мониторинга деятельности энергосбытовых организаций для укрепления платежной дисциплины на энегорынках.
– № 501-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике». Федеральный закон улучшил условия деятельности для промышленных производителей за счет применения к ним положений о неснижении «дальневосточной надбавки», сохранил для них сниженные тарифы на более длительный срок, а также создал правовые основы для заключения долгосрочных договоров по принципу «бери или плати» в том числе, в изолированных энергосистемах.
Правительством РФ существенно ужесточен контроль над своевременным принятием подзаконных актов, нужных для реализации норм ранее принятых федеральных законов, благодаря чему заложенные законодателем конструкции оперативно реализуются на практике.
На 2024 год и дальнейшую перспективу поставлено много достаточно важных целей. В их числе – проект Энергостратегии РФ до 2050 года, проект генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, план действий по реализации Стратегии социально-экономического развития России до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов.
Среди отраслевых задач Павел Сниккарс выделил следующие:
– Реализация проекта по объединению на параллельную синхронную работу ОЭС Сибири и ОЭС Востока, а также введение режима конкурентного рыночного ценообразования на территории ДФО;
– Совершенствование моделей работы оптового и розничного рынков, расширение конкуренции в вопросах доступа потребителей на энергорынки.
– Проработка комплекса вопросов по развитию гидроэнергетики, включая определение источников финансирования строительства новых ГЭС, введение правового регулирования создания водохранилищ;
– Внедрение новых механизмов конкурентных отборов мощности, более точно учитывающих технико-экономические показатели работы объектов генерации, в частности их фактическую востребованность;
– Решение проблем, связанных с отсутствием регулирования майнинговой деятельности, введение модели регулирования, стимулирующего майнеров оптимально размещать свои объекты потребления на территории тех регионов, где это не порождает риски энергодефицита;
– Совершенствование регулирования в сфере технологического присоединения к электросетям, дальнейшее сокращение числа документов, оптимизация сроков и состава административных процедур;
– Решение отдельных вопросов регулирования ВИЭ-генерации, включая введение финансовых гарантий для участников розничных отборов ВИЭ и введение обязанности согласовывать места размещения объектов ВИЭ с системным оператором для оптовых участников.
Заместитель Министра энергетики попросил поддержки Комитета по трем законопроектам:
– проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам расширения ценовых границ оптового рынка, прежде всего, на территории ДФО. Уже сейчас объемы сетевого строительства таковы, что технологические ограничения для работы значительной части ДФО в режиме конкурентного ценообразования фактически сняты. Законопроект внесен в Правительство РФ для его оперативного рассмотрения в Правительстве и, затем, в Государственной Думе в течение весенней сессии, с тем, чтобы с июля этого года ценовая зона на Дальнем Востоке полноценно заработала;
– проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам регулирования правового статуса систем накопления энергии. Известно, что такие системы довольно часто используются в зарубежных странах для выравнивания неравномерности выдачи в сеть ВИЭ-генерации, для повышения надежности энергоснабжения потребителей, для развития технологий малой и распределенной генерации и интеллектуальных сетей. Предполагается определить суть этого понятия на законодательном уровне и ввести полномочия Правительства Российской Федерации регулировать особенности участия этой новой категории участников в отношениях на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Законопроект проходит процедуры межведомственного согласования;
– проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» в сфере подготовки к отопительному периоду в сфере теплоснабжения. Актуальность проблемы в свете происходящих аварий в системах теплоснабжения различных населенных пунктов существенно возросла. Законопроект направлен на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Законопроектом будут введены требования к содержанию схем теплоснабжения в части наличия в них оценки надежности теплоснабжения, а также наличия мероприятий по резервированию систем теплоснабжения.
Минэнерго России готово принять активное участие в обсуждении положений законопроекта, в том числе, в рамках запланированного на 27 февраля 2024 г. «круглого стола» по данному вопросу в Государственной Думе.
В ходе дискуссии депутаты уделили внимание проблеме системной
надежности в генерации и, особенно, сетевом комплексе в ходе
процесса консолидации сетей и создания системообразующих ТСО,
энергообеспеченности и механизмам развития электроэнергетики
Дальнего Востока, вопросам продления и совершенствования механизмов
ДПМ, экономического стимулирования когенерации, импортозамещения,
цифровизации отрасли и обеспечения информационной
безопасности.
Пресс-служба комитета