Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Сегодня мы предлагаем обсудить Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030-го и с прогнозом до 2035 года.
Это комплекс мер, который охватывает все виды строительства: жилищное, промышленное, инфраструктурное, транспортное. Основная цель стратегии – взаимно увязать все планы по строительству, обеспечить опережающее развитие инфраструктуры и создать комфортные условия проживания и жизнедеятельности наших граждан.
Стратегия также в полном объёме соответствует ключевым принципам социально-экономического развития нашей страны, которые Вы, Владимир Владимирович, определили на Петербургском форуме, позволяет выполнить все строительные нацпроекты и госпрограммы.
По итогам 2021 года вклад в ВВП страны от строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства вместе со смежными отраслями и с разделом операций с недвижимостью составил порядка 25 триллионов рублей, или 19 процентов от общего объёма ВВП. Объём налоговых поступлений, рассчитанных по методике, разработанной Минфином, Минстроем, Минэкономразвития и Федеральной налоговой службой, – 2,9 триллиона, это более десяти процентов от всей суммы собранных налогов. В отрасли работает почти 15 процентов от общего числа занятых, или 11 миллионов человек. Построено за прошедший год 148 миллионов квадратных метров различной недвижимости.
Стратегия позволяет формировать внутренний спрос и стать драйвером развития экономики в сегодняшних реалиях. Документ содержит семь основных направлений.
Первое направление стратегии – «Новая градостроительная политика». Она направлена на сбалансированное территориальное развитие страны в целом и раскрытие потенциала региона, создание новых рабочих мест там, где это наиболее востребовано. Это реализация одной из 42 стратегических инициатив Правительства – «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения».
В ближайший год–полтора нам необходимо определить основные точки роста, в том числе с учётом новых геополитических условий. Мы ожидаем, что агломерации будут продолжать развиваться и дальше – это мировой тренд. При этом внимание будет направлено также на социально-экономическое развитие малых и средних городов.
Хотел бы поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за решение на форуме о дополнительном финансировании благоустройства малых и исторических поселений.
Сегодня одной из основных задач градостроительного развития является обеспечение синхронизации планов между всеми его участниками: органами публичной власти, застройщиками и населением. Для этого необходимо обеспечить возможность проведения, в том числе на межмуниципальном уровне, единой градостроительной, инженерной, экологической, тарифной и транспортной политики.
Кроме того, система стратегического планирования очень громоздка. Сегодня в едином реестре документов порядка 70 тысяч таких документов – это доклады, планы, стратегии, схемы. При этом сроки и правила принятия либо корректировки таких документов не увязаны между собой. Необходимо системно упрощать процесс стратегического и территориального планирования на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Как Вы уже сказали, изменения в генпланы и ПЗЗ [правила землепользования и застройки] могут занимать до двух лет. В целях оптимизации документов и исключения дублирования между ними предлагается наделить регионы правом утверждать единый документ градостроительного развития, который при необходимости заменит генпланы и ПЗЗ, причём необходимо установить возможность разрабатывать такой документ применительно к одному или нескольким муниципальным образованиям или их частям.
Также мы предлагаем пересмотреть подходы к стратегии пространственного развития в сегодняшних условиях. Она должна соответствовать актуальным вызовам.
Второе направление – это «Новые жилищные возможности». Основная цель – повысить доступность жилья, создать комфортную среду для жизни, улучшить благополучие людей, а это в первую очередь повлияет и на демографию.
Необходимо принять ряд системных решений, в том числе и финансовых. Жилищная программа наиболее капиталоёмкая. Так, на строительство одного миллиарда квадратных метров жилья объём инвестиций населения и частных инвесторов составляет более 76 триллионов рублей в семилетнем периоде.
В прошлом году был зафиксирован рекордный год. В этом году ситуация непростая, она требует нестандартных решений для достижения поставленных целей, но возможности у нас для этого все есть, у нас созданы заделы на этот год. По состоянию на 1 июня у нас пока неплохо идёт ситуация с вводом [объектов]: мы идём лучше, чем в прошлом году, даже несмотря на сегодняшнюю экономическую ситуацию. В этом году надеемся выполнить все показатели.
В текущих условиях нам нужна долгосрочная стабильная программа жилищного строительства, чтобы жители, а это наш основной инвестор жилищного строительства, и бизнес поверили в неё и получили необходимый горизонт планирования, чтобы главы регионов формировали градостроительный потенциал не только исходя из плана ввода до 2030 года – а мы уже в 2029–2030 годах должны строить по 120 миллионов квадратных метров, – но и из необходимости сохранения набранных темпов и в дальнейшем, как минимум до 2035 года.
При этом на конец этого года общий объём градостроительных решений – это выданные ГПЗУ [градостроительные планы земельного участка] и разрешения на строительство – должен составлять около 400 миллионов квадратных метров ежегодно с учётом вводов. Сейчас у нас порядка 379 миллионов квадратных метров в работе есть. В результате увеличение объёмов предложения на рынке жилья и конкуренции позволит не только выполнить поставленные задачи по повышению доступности жилья, но и улучшить качество строительства.
И наконец, жилищное строительство должно быть обеспечено стабильным банковским финансированием. В текущем году был период, когда банки, в том числе и с участием государства, не открывали или приостанавливали финансирование по новым проектам или проектам невысокой степени готовности. Конечно, для этого были объективные ситуации. Сейчас ситуация получше стала, и мы надеемся, что всё-таки Центральный банк вместе с банками и с Правительством найдёт возможности, как обеспечить стабильное долгосрочное финансирование жилищного строительства. Это ключевая задача по достижению всех целей.
Кроме того, мы предлагаем ускорить предоставление застройщикам средств участников долевого строительства, передавать эти деньги с получением итогов заключения органов Госстройнадзора, а не со дня выдачи разрешения на ввод. Мы этот вопрос обсуждали, нам надо ещё немножко его доработать. Мы можем сэкономить порядка двух месяцев. Тема, я считаю, возможная для работы, мы ею занимаемся. Сегодня на счетах эскроу уже порядка четырёх триллионов рублей собрано, из них прокредитовано непосредственно застройщиком 3,2 триллиона рублей. С учётом накопленного опыта считаю, что совместно с Банком России нам необходимо отработать механизмы и условия, когда можно найти возможность частичного раскрытия [счетов эскроу] без риска для завершения строительства объекта, с гарантированным возвратом сдачи объектов.
Для получения наибольшего эффекта от мер поддержки жилищного строительства в стратегии предложен дифференцированный подход, исходя из баланса спроса и предложений в регионах. Необходимо принимать во внимание интенсивность ввода, ценовую доступность, обеспеченность жильём, доходы населения, миграцию и градостроительный потенциал. Этот вопрос мы неоднократно обсуждали с профильными министерствами, регионами и Банком России.
В течение этого года предлагаем сформировать новое «меню» поддержки жилищного строительства, которое бы учитывало региональную специфику. Оно позволит реализовывать дополнительные механизмы поддержки спроса, а также создавать условия для реализации низкомаржинальных проектов. При этом в связи со снижением ключевой ставки предлагаем также перенаправить средства от реализации антикризисной программы по поддержке застройщиков на поддержку низкомаржинальных проектов в регионах.
Один из основных способов улучшения жилищных условий – это приобретение жилья с помощь ипотеки. Прирост ипотечного портфеля за последние годы составил 2,5 триллиона рублей. Задача текущего года не снизить этот показатель.
По Вашему поручению, по итогам выступления на Петербургском международном форуме Правительством подготовлен документ – и я думаю, что в ближайшие дни будет утверждён, – о снижении ставки [ипотеки] до семи процентов. Банки, Владимир Владимирович, после Вашего выступления уже принимают заявки под семь процентов, за что хочу сказать им спасибо.
В прошлом году большая часть сделок по льготным ипотечным программам была связана с улучшением жилищных условий и переездом в более просторное жильё с продажей имеющейся квартиры. Об этом свидетельствует в том числе и тот факт, что средний уровень первоначального взноса по прошлому году составил 28 процентов, то есть люди улучшают свои условия: из «двушки» переезжают в «трёшку», из «однушки» – в «двушку». Поэтому важно поддержать не только новое жильё, но и найти механизм, чтобы всё-таки быстрее начинать финансировать и вторичное жильё – без этого и первичное жильё будет достаточно тяжело идти.
Кроме того, очень важно для развития индивидуального жилищного фонда в текущих условиях сохранить условия подключения к электрическим сетям для населения. При этом, конечно, эта мера должна быть доработана, мы в Правительстве её обсудим, в ближайшее время внесём предложения. Это тоже очень важный фактор.
Сдерживающим фактором для жилищного строительства и развития населённых пунктов является износ коммунальной инфраструктуры. Для решения этой проблемы стратегией предусмотрен комплексный план обновления территорий, который в целях получения наибольшего синергетического эффекта включает в себя: расселение аварийно-жилищного фонда и совершенствование подходов к капитальному ремонту многоквартирных домов, создание стимулов для строительства наёмного жилья, модернизацию коммунальной инфраструктуры, формирование комфортной городской среды. Более подробно об этом плане расскажут коллеги.
Для выполнения поставленных задач в сфере строительства и повышения эффективности управления капитальными вложениями сегодня как никогда важно сформировать долгосрочную программу строительства с привлечением средств федеральных и региональных бюджетов. Цель – взаимно увязать все планы, включая жилищное, транспортное и иное архитектурное строительство для наибольшего синергетического эффекта и получения качественного результата.
Для этого предлагается утвердить пятилетние планы по всем отраслям, которые войдут в состав комплексной программы строительства. Формирование программы завершим в этом году в рамках нового бюджетного цикла. Очень активно этим занимаемся, учитываем сегодня и «незавершёнку».
Предлагаем утвердить пятилетку не только по дорогам, которую мы буквально недавно утвердили, Владимир Владимирович, по ней активно работаем вместе с регионами. Считаем, что все планы будут выполнены, и, более того, даже есть возможность предусмотреть ускоренное строительство. Уже такие возможности изучаем. В этом году, я думаю, что построим больше, чем запланировали.
Также считаем, что в пятилетке надо увязать и все объекты транспортной инфраструктуры, которые предусмотрены в транспортной стратегии и комплексном плане модернизации инженерной инфраструктуры. Возможности для этого есть.
Договорились с Минфином о том, что в базовом
объёме федеральное финансирование будет порядка одного триллиона
100 миллиардов рублей – это на уровне
2024 года. При этом программу составили в ценах этого
года – без учёта удорожания строительства. Спасибо Вам
и Председателю Правительства (Михаилу Мишустину), Антону
Германовичу (Силуанову).
На удорожание предусмотрено дополнительно порядка 100 миллирадов рублей ежегодно в трёхлетке. Но мы видим, что в этом году по всем программам этих средств недостаточно. Сегодня оплата удорожания – сдерживающий фактор, который необходимо решить в самое ближайшее время. Любая задержка увеличивает стоимость строительства объекта на размер инфляции.
Также продолжаем работу по незавершённым объектам. Приняли все необходимые нормативные и организационные решения. Видим в трёхлетке потребность порядка 50 миллиардов рублей уже по конкретным объектам. Пятилетняя комплексная программа строительства формируется с учётом всех источников финансирования: федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, инфраструктурных бюджетных кредитов. Такие кредиты стали самым востребованным инструментом из инфраструктурного «меню», которым воспользовался 81 регион.
По оценкам Минэкономразвития, один триллион рублей инфраструктурных бюджетных кредитов позволяет ввести 130 миллионов квадратных метров жилья, создать 500 тысяч рабочих мест, направить в бюджеты 2,2 триллиона рублей дополнительных налоговых и неналоговых поступлений. Мы видим, что эти кредиты регионы в основном берут на развитие коммунальной, транспортной и иной дорожной инфраструктуры. При этом уже поступает значительное количество обращений от глав субъектов с готовностью реализовать свои планы раньше намеченных сроков.
Поэтому прошу Вас рассмотреть возможность предложения совместно с Минфином в Правительстве об опережающем предоставлении лимитов 2024–2025 годов в 2022–2023 годах. С Антоном Германовичем я предварительно этот вопрос обсуждал.
В целом по утверждённой Правительством методике, которая была разработана Минфином России, с учётом уровня государственного долга регионов можно занять ещё порядка четырёх триллионов рублей, которые могут быть в том числе использованы на коммунальную инфраструктуру. Поэтому для обеспечения долгосрочного планирования регионами своих программ прошу Вас поддержать проработку утверждения пятилетнего плана предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов с продлением до 2030 года ежегодным объёмом на уровне не менее того, что у нас есть.
Реализация таких масштабных планов невозможна без развития промышленности стройматериалов. Общая потребность промышленности в стройматериалах составляет порядка 80 триллионов на семь лет. Поэтому для строительной отрасли стратегически важно развивать эту промышленность, в том числе производство машин и механизмов.
Основная цель – обеспечить производство в объёме, удовлетворяющем потребности внутреннего рынка, сбалансировать его размещение между регионами с учётом окупаемости, экономической эффективности, обеспечить импортозамещение и опережающее создание конкурентных технологий и товаров.
Поэтому важно создать стимулы для локализации производства строительных материалов в нашей стране и импортозамещения, использовать потенциал нашей науки и учебных заведений для внедрения инновационных технологий и материалов, создать необходимые механизмы для привлечения дополнительных частных инвестиций в отрасль, реализовать адресные меры, направленные на поддержку производителей строительных ресурсов, включая промышленную ипотеку.
При этом Минстрой должен выступить заказчиком на необходимые материалы и технологии, совместно с Минпромторгом сделать отдельно подпрограмму по развитию промышленности строительных материалов с обязательным контролем ценообразования, качества продукции, локации производств и сроков изготовления и импортозамещения.
Не менее важная часть стратегии – сократить продолжительность инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 процентов и придать новый ритм строительству в нашей стране. Стратегическая инициатива с таким названием [«Новый ритм строительства»] утверждена Правительством. По экспертной оценке, сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла на 30 процентов позволяет привлечь до двух триллионов рублей ежегодно только за счёт увеличения оборачиваемости средств.
Мы очень активно взаимодействуем с Государственной Думой, с Советом Федерации. Почти за два с половиной года работы принято 50 законов и более 300 знаковых поправок для строительной отрасли, но работы ещё в этом направлении достаточно. До конца весенней сессии планируем принять ещё целый ряд изменений, которые должны помочь строителям.
Всего до 2024 года ставим задачу сократить инвестиционно-строительный цикл на 30 процентов как по количеству процедур, так и по количеству дней. Это большая работа совместно с регионами, её надо делать на всех уровнях: на федеральном, региональном и муниципальном.
Кроме того, для повышения прозрачности строительной отрасли необходимо перевести в электронный вид процедуры, предусмотренные Градкодексом. Это ускорит стройку, снизит нагрузку на строительный бизнес, а также упростит взаимодействие застройщиков и подрядных организаций с органами власти, а в последующем намерены запустить полноценный суперсервис «Цифровое строительство».
Общая стоимость программ до 2030 года с учётом всех источников составляет порядка 160 триллионов рублей, из них федеральный бюджет до 2030 года, подчёркиваю, это порядка 30 миллиардов. Большая часть этих средств есть, если мы продлим все текущие программы в текущем уровне финансирования, то есть не ниже имеющихся в бюджете объёмов для 2024 года.
При этом дополнительную потребность мы предлагаем рассмотреть как за счёт неиспользованных средств ФНБ [Фонда национального благосостояния], по проектам которые пока отложили, так и за счёт инфраструктурных кредитов. Мы видим, что в результате мы можем получить полноценную программу.
Самое главное, Владимир Владимирович, что мы посмотрели мультипликативные эффекты и видим, что один рубль инвестиций в строительную отрасль даст порядка одного рубля 47 копеек добавленной стоимости в экономику, из которых 39 копеек – это налоги и иные поступления в бюджет. То есть программа самоокупаемая: чем больше мы вкладываем, чем больше стимулируем, тем больше получаем.
При этом мы посмотрели, что, по экспертным оценкам Высшей школы экономики и Центра макроэкономического анализа, вложение одного триллиона бюджетных инвестиций в стройку в течение двух лет максимум даст 0,3–0,4 процента на инфляцию – есть все расчёты, то есть, даже вкладывая, мы не будем разгонять инфляцию. А эффект у нас будет на самом деле очень большой: мы построим миллиард квадратных метров жилья – это каждый пятый метр жилья в стране будет новый уже в перспективе семи лет. Это не какая-то дальняя перспектива, она реальная, и мы каждый год к ней приближаемся шаг за шагом.
Мы на 46 процентов увеличим вклад строительной отрасли и ЖКХ в ВВП. На 30 процентов, или почти более чем на триллион, увеличим налогов. Один миллион будет создано дополнительно рабочих мест. В два раза сократим аварийность на объектах коммунальной инфраструктуры. Поменяем 260 тысяч километров сетей.
Эту программу, Владимир Владимирович, надо сделать так же, как программу дорожного строительства: мы сейчас с регионами чётко идём, системно, шаг за шагом. Так же и по сетям мы можем её сделать шаг за шагом и приведём к очень значительным результатам: сократим потери, меньше будут тарифы расти, и люди будут более довольны, потому что меньше будет аварий. А самое главное, что результаты всей этой программы точно совершенно почувствуют жители всей страны.
Стратегия – сложный документ, который увязывает огромное количество участников. Мы неоднократно его обсуждали в Правительстве, докладывали Председателю Правительства. Есть вопросы, которые требуют доработки. Надеюсь, что мы в самое короткое время их согласуем и утвердим.
И хотел бы, пользуясь случаем, конечно, поблагодарить всех, кто этим занимался: это и коллеги в Правительстве, и Центральный банк, и главы регионов – мы с ними в еженедельном режиме обсуждаем на штабах все вопросы, которые касаются стройки и ЖКХ.
И конечно, хотелось бы поблагодарить Вас, Владимир Владимирович. Без Вашего постоянного внимания и поддержки тяжело было бы реализовывать такие масштабные проекты. У нас все условия для возможности реализации этой программы есть.
Спасибо огромное за внимание.
Мы подготовили все предложения в проекте решения. Я думаю, и дальше ещё коллеги озвучат эти предложения.
Спасибо. Доклад закончен.