Суть поправки, предлагаемой
проектом федерального закона № 691245-7 «О внесении изменения в
статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее –
законопроект) заключается в том, что элементы озеленения и
благоустройства, созданные, в том числе за счет средств бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с решением
общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
предусмотренным пунктом 21 части 2 статьи 44 ЖК РФ, на
земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом,
переходят бесплатно в общую долевую собственность таких
собственников.
В отличие от способа
возникновения права собственности на общее имущество в МКД в силу
закона (ст. 290 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ) и в силу создания
(п. 21 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ) законопроектом предлагается
установить порядок «приема в состав общего имущества» элементов
озеленения и благоустройства, созданных при участии бюджетных
средств только с согласия общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме.
В гражданском законодательстве
есть «отказ одаряемого принять дар» по договору дарения (ст. 573 ГК
РФ). Законопроектом предлагается вхождение в состав общего
имущества в многоквартирном доме элементов озеленения и
благоустройства только при принятии об этом решения общего собрания
собственников помещений. И это в условиях больших трудностей,
временных, материальных и интеллектуальных затрат при созыве и
проведении общего собрания.
Вызывает недоумение, что
поправкой предложено, что при отсутствии такого решения общего
собрания созданные на земельном участке, входящем в состав общего
имущества, элементы озеленения и благоустройства не войдут в состав
общего имущества собственников в многоквартирном доме:
даже если бюджет совсем не
софинансировал затраты на создание таких элементов;
даже если бюджет софинансировал
хотя бы 1 процент затрат на создание таких элементов;
в любых случаях создания
элементов озеленения и благоустройства на земельном участке,
который входит в состав общего имущества в многоквартирном
доме.
Из законопроекта не ясно:
1) в чьей собственности будут
находиться созданные элементы озеленения и благоустройства:
если бюджет совсем не
софинансировал затраты на создание таких элементов?
если бюджет софинансировал хотя
бы 1 процент затрат на создание таких элементов?
2) кто будет нести бремя
содержания таких элементов?
3) будут ли бюджеты выделять
необходимые средства на содержание созданных элементов озеленения и
благоустройства при отсутствии бюджетного софинансирования или при
незначительном софинансировании?
4) как будет распределяться право
собственности и расходы на содержание, если один элемент
благоустройства (например, хоккейная площадка) будет расположен
одновременно на территории нескольких смежных земельных участках,
которые входят в состав общего имущества различных многоквартирных
домов в одном квартале (микрорайоне)? Ведь института «междомового
общего имущества» в Российской Федерации не существует.
Таким образом, принятие
законопроекта в предлагаемом виде будет невозможно реализовать без
ущерба содержанию создаваемых элементов озеленения и
благоустройства. Это дезориентирует собственников помещений в
многоквартирном доме относительно института общего имущества в
многоквартирном доме.
Представляется целесообразным
установить в законопроекте правовую конструкцию по типу несения
собственниками помещений в многоквартирном доме бремени содержания
входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме
оборудования, предназначенного для обеспечения беспрепятственного
доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме, а
именно:
а) независимо от источников
финансирования собственники помещений в многоквартирном доме несут
расходы на содержание созданных на входящем в состав общего
имущества в многоквартирном доме элементов озеленения и
благоустройства;
б) в отношении расходов на
содержание входящих в состав общего имущества в многоквартирном
доме созданных элементов озеленения и благоустройства возможны два
варианта:
ВАРИАНТ 1: такие расходы
финансируются в установленном порядке за счет средств бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации в виде предоставления
соответствующая государственная, муниципальная поддержка. Такой
вариант несколько хуже, т.к. велика вероятность того, что такая
поддержка не будет предоставляться на практике;
ВАРИАНТ 2: такие расходы
учитываются при установлении региональных стандартов, используемых
при предоставлении субсидий на оплату ЖКУ. Такой вариант
представляется лучше, т.к. при этом сохраняется гражданско-правовая
концепция несения собственниками бремени, принадлежащего им
имущества, и граждане, имеющие низкие доходы, получат адресную
помощь.