10 декабря 2019 года состоялся VI
Общероссийский форум «Частные операторы коммунальной
инфраструктуры». Выступая в итоговой сессии Форума «Качество жизни
в городах. Инвестиции в ЖКХ и благоустройство» генеральный директор
Ассоциации Евгений Мискевич, отметил, что существующие проблемы в
данной сфере можно разделить на три группы.
Во-первых, это
сохранение противостояния «ресурсников» и «жилищников». Эта
проблема возникает каждый раз при принятии очередных поправок в
жилищное законодательство. По сути это превращается в
«перетягивание каната», что, в частности, тормозит приход частных
операторов в коммунальную инфраструктуру.
Во-вторых, речь идет о
проблеме достоверности данных. Отсутствие достоверной информации в
том числе по инженерной инфраструктуре мешает инвесторам принимать
решения о выходе на рынок. Данные надо собирать не «для галочки», а
«по сути».
В-третьих, имеются и
проблемы самого законодательства, касающиеся привлечения инвесторов
и гарантии возврата денежных средств – в том числе, в части
тарифных решений, предписаний антимонопольной службы и т.д.
Между тем можно
отметить, что в настоящее время мы уже наблюдаем некоторое
механизмы решения данных проблем.
Так, на сегодняшний
день есть апробированный и работающий процесс, который запушен в
рамках так называемой «регуляторной гильотины». Регуляторную
гильотину можно рассматривать как некую методику, образец подхода,
при котором представители различных групп –и от бизнеса, и от
власти – в рамках аналитического центра собираются и приходят к
консенсусу: какие нормативные правовые акты и их отдельные
положения необходимо убрать, а какие оставить.
В этой связи нельзя не
упомянуть также Стратегию развития ЖКХ до 2035 года, предложенную
Минстроем России. В Стратегии закреплен подход, предполагающий
привлечение инвесторов в коммунальную инфраструктуру и защиту их
прав. Экспертное сообщество, в том числе Ассоциация «ЖКХ и
городская среда», в настоящее время готовит конструктивные
предложения по её совершенствованию. Между тем, концептуально мы
выступаем в поддержку данной Стратегии. Это, безусловно,
руководящий «флаг», который надо поднять и поддержать Минстрой
России, в том числе в их намерении защитить инвесторов.
Необходимо также
создавать рабочие группы, которые бы разрабатывали рабочие карты в
совокупности упомянутых проблем. Работа таких групп должна строится
на принципе соблюдения баланса интересов. В процессе такой работы
нужно анализировать все процессы в комплексе - то есть создавать
дорожную карту реализации стратегии.
У участников
обсуждения данные предложения возражений не вызвали, что позволяет
предположить, что они найдут свое отражения в итогах Форума.