Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
В условиях резкого ухудшения экономической ситуации Правительством Российской Федерации разрабатывается план действий по поддержке отдельных отраслей экономики.
Резкое изменение макроэкономической ситуации, произошедшее в конце 2014 г., оказывает существенное влияние и на организации жилищно-коммунального хозяйства. Наиболее острые проблемы у организаций жилищно-коммунального хозяйства возникают в связи с отсутствием доступа к займам и кредитам, ростом процентных ставок, снижением доступа к бюджетному финансированию, незапланированным ростом издержек и увеличением объема неплатежей.
При сохранении существующих тенденций можно ожидать, что многим организациям в ближайшее время потребуются займы и кредиты на пополнение оборотного капитала в связи необходимостью погашения (рефинансирования) ранее привлеченных займов и кредитов, ростом неплатежей и отсутствием бюджетных субсидий. Возможность получения кредитов в коммерческих банках на текущий момент существенно ограничена как в силу неопределенности на рынке, так и в силу плохого финансового состояния организаций и нарушения кавенант, установленных кредиторами.
В отсутствие доступа к займам и кредитам организации будут накапливать задолженность перед поставщиками электричества, топлива, по заработной плате. Большое количество организаций станет банкротами. Произойдет ограничение объемов регламентных и ремонтных работ. Средства, которые предназначались для финансирования инвестиций, будут направляться на покрытие текущих кассовых разрывов.
Без реализации специальных мер можно ожидать практически полную остановку инвестиционной активности, так как долгосрочные инфраструктурные инвестиционные проекты не могут и не должны быть реализованы за счет кредитов, привлекаемых под 20 и более процентов годовых. Под угрозой находятся уже начатые инвестиционные проекты, реализация новых проектов (в том числе в целях подключения к коммунальной инфраструктуре новых потребителей) заморожена. Ставится под сомнение возможность «запуска» концессионных соглашений и переход к долгосрочному тарифному регулированию.
Вместе с тем, коммунальное хозяйство обеспечивает жизнедеятельность населения, и перебои в его работе несут угрозу для жизни и здоровья людей. Срывается реализация указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600, предусматривающего обеспечение не менее 30 процентов капитальных вложений в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за счет кредитов. Нормативная правовая база, созданная Правительством Российской Федерации для привлечения частных инвестиций, оказывается невостребованной.
В этих условиях жизненно необходимо использование специальных механизмов, обеспечивающих кредитование жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление кредитов организациям жилищно-коммунального хозяйства не будет создавать давления на валютный рынок, поскольку эти кредиты необходимы для обеспечения расчетов с поставщиками (недопущения цепочки неплатежей) и реализации жизненно важных инвестиционных проектов.
В конце 2014 г. Правительством Российской Федерации и Банком России был утвержден механизм финансирования подобных инвестиционных проектов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044 утверждена Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования.
Целью Программы является увеличение объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях. При этом финансированию подлежат инвестиционные проекты в секторах экономики, являющемся приоритетным для развития экономики Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (жилищно-коммунальное хозяйство относится к таким секторам), при стоимости инвестиционного проекта от 1 млрд. рублей до 20 млрд. рублей и выполнении ряда других условий. Отбор инвестиционных проектов осуществляет Межведомственная комиссия.
Рефинансирование кредитов на инвестиционные проекты будет осуществляться путем предоставления банкам возможности использовать в качестве обеспечения по кредитам Банка России права требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 года № 1016.
Возможность использования предложенных механизмов имеет критическое значения для функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в условиях экономического кризиса.
Вместе с тем, существующие правила предоставления гарантий и рефинансирования кредитов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации № 1044, носят, по сути, запретительный характер для жилищно-коммунального хозяйства, поскольку объем расходов на реализацию инвестиционных проектов, как правило, существенно меньше 1 млрд. рублей. Рассмотрение инвестиционных проектов, реализуемых в коммунальном хозяйстве, Межведомственной комиссий также невозможно в силу большого количества таких проектов.
При рассмотрении программы кредитования организаций жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать, что инвестиционные проекты реализуются в регулируемых сферах деятельности, и вопросы возврата инвестированных средств связаны, в первую очередь, с уровнем тарифов, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (т.е. основными рисками возврата кредитов управляют органы государственной власти).
С учетом этих особенностей, для запуска механизма финансирования инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации № 1044 (либо разработка отдельного постановления Правительства Российской Федерации), предусматривающего в том числе:
снижение требований к объему расходов на реализацию инвестиционных проектов и изменения иных требований с учетом специфики государственного регулирования в коммунальном хозяйстве;
изменение порядка отбора инвестиционных проектов в рамках межведомственной комиссии, созданной Минстроем России;
наличие гарантий учета средств, обеспечивающих возврат кредитов, при установлении тарифов регулируемых организаций.
Помимо указанных мер, первоочередными задачами органов государственной власти являются обеспечение гибкости тарифного регулирования и недопущение роста неплатежей.
В части тарифного регулирования требуется обеспечить возможность оперативного изменения параметров регулирования при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Это касается и корректировки инвестиционных программ, и изменения условий договоров аренды и концессионных соглашений, и корректировки ограничений для тарифов организаций коммунального комплекса и самих тарифов.
Очевидно, что даже в этих условиях пересмотр ранее установленных тарифов - это крайняя мера, которая будет применяться только тогда, когда исчерпаны все другие возможные варианты.
В качестве наиболее очевидных, первоочередных мер требуется обеспечить учет при установлении тарифов фактических процентов по привлекаемым кредитам (в сфере водоснабжения и водоотведения), а также обеспечить оперативную корректировку тарифов при отклонении уровня инфляции от ранее запланированного значения.
Усиление ответственности организаций жилищно-коммунального хозяйства и их потребителей за своевременность расчетов в условиях кризиса является чрезвычайно болезненной мерой. В то же время, без принятия этих мер у многих организаций возникнет большой соблазн попытаться решить свои проблемы за счет поставщиков, запуская цепочку неплатежей по всей системе. Решение этой задачи должно осуществляться в рамках уже обсуждавшихся в прошедшем году, но так и не принятых поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации (в части формирования модели отношений между ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями и собственниками помещений в многоквартирных домах, а также модели функционирования расчетных центров по оплате жилищно-коммунальных услуг), а также поправок в ряд законодательных актов, обеспечивающих ответственность за неплатежи «неотключаемых» потребителей.
Помимо изложенных мер существует большое количество предложений по внесению изменений в законодательство. Не отрицая необходимости таких изменений, в ближайшее время следует сосредоточиться на первоочередных, приоритетных задачах, к которым, по нашему мнению, необходимо отнести:
1. Создание механизма долгосрочного кредитования организаций жилищно-коммунального хозяйства по нерыночным процентным ставкам
2. Обеспечение гибкости тарифного регулирования
3. Оптимизация системы расчетов за коммунальные услуги и решение проблемы неплатежей
4. Создание системы мониторинга финансового и технического состояния организаций коммунального комплекса.