Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Андрей Чибис
Исполнительный директор НП “ЖКХ Развитие”, Руководитель Рабочей группы Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации по развитию ЖКХ
На совещании по вопросам тарифной и ценовой ситуации в сфере коммунальных и жилищных услуг, которое провел Дмитрий Медведев 10 января, большинство губернаторов докладывали об успешном ограничении роста тарифов, но, к сожалению, никто из них не упомянул об успехах в улучшении качества предоставляемых коммунальных услуг.
Качество коммунальных услуг – это прямая ответственность публичной власти: потребитель может по закону разобраться с нерадивой управляющей компанией, но не в состоянии сам модернизировать водоканал, построить новую котельную или снизить потери в теплосетях.
В ситуации, когда более 50 миллионов людей на территории России потребляют воду, не соответствующую установленным нормам, а в каждом субъекте десятки аварийных котельных, главной задачей реформирования жилищно-коммунального хозяйства, на мой взгляд, является обеспечение повышения качества жилищно-коммунальных услуг.
Я считаю, что для предотвращения аварий, из-за которых наши граждане вынуждены оставаться без тепла, воды, электричества, необходимо срочно провести тщательный мониторинг соблюдения показателей качества и надежности систем коммунальной инфраструктуры и выявить «болевые точки» в каждом регионе. Рабочая группа по развитию ЖКХ готова содействовать и федеральным ведомствам, и региональным властям в проведении достоверного анализа надежности и эффективности работы систем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения в субъектах Российской Федерации для предоставления руководству страны реальной картины с качеством услуг и состоянием инженерных систем.
В субъектах Российской Федерации должны быть сформированы региональные программы модернизации коммунальной инфраструктуры с четкими целями, показателями качества и механизмами их достижения, ориентированные, прежде всего, на привлечение частных инвестиций и использование самых современных энергоэффективных технологий, и только такие программы должны получать софинансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ.
С учетом того, что ситуация в ЖКХ является ключевой проблемой, по мнению россиян, объем федеральной поддержки, направленной на модернизацию коммунальной инфраструктуры, ничтожно мал и составляет лишь 8 миллиардов рублей в год. Необходимо отметить, что на поддержание киноиндустрии из федерального бюджета выделяется больше средств. Для модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, износ которой составляет более 60% и от которой напрямую зависит качество коммунальных услуг, требуется, безусловно, кратно больший размер федеральной поддержки прежде всего на проекты в малых городах.
Хочу отдельно отметить, что подписанный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», вводящий обязательность долгосрочного тарифного регулирования и ответственность властей за нарушение долгосрочных тарифных параметров, который был подготовлен при активном участии экспертов Рабочей группы, создает благоприятные условия для инвесторов. При этом дополнительно требуется обеспечить прозрачность самого процесса установления тарифов и рабочей группой подготовлены соответствующие предложения совместно с ФСТ России, которые в нескольких регионах будут отработаны в пилотном режиме уже в текущем году. Потребитель должен знать, почему он платит именно столько и что он за это получает.
Также Рабочая группа будет сопровождать пилотные проекты по внедрению долгосрочного тарифного регулирования в рамках реализации принятого закона.
Отдельно хочу отметить, что нашими экспертами подготовлены предложения по корректировке Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на защиту прав потребителей и обеспечение прозрачной и открытой работы управляющих компаний. Одним из предложений является изменение порядка привлечения к ответственности за предоставление услуг ненадлежащего качества. Так, при нарушении качества услуги или некорректном расчете, управляющая компания не просто будет делать перерасчет стоимости, а платить дополнительно денежную компенсацию именно потребителю, вместо штрафа в бюджет.