• Главная
  • Публикации в СМИ
  • 2025
  • 01
  • Новый механизм взыскания долгов, оплата счетов одной кнопкой. Замминистра строительства и ЖКХ Михайлик рассказал "РГ" о цифровизации ЖКХ

Новый механизм взыскания долгов, оплата счетов одной кнопкой. Замминистра строительства и ЖКХ Михайлик рассказал "РГ" о цифровизации ЖКХ

Российская Газета
О внесении квартплаты одной кнопкой, умных городах и о том, как разрабатываются отечественные компьютерные программы для строителей, рассказал в интервью  "Российской газете" замминистра строительства и ЖКХ РФ  Константин Михайлик.

1. Какие новые функции появятся в приложении «Госуслуги.Дом» в ближайшее время?

Мы регулярно обновляем приложение – почти каждый месяц. В новогодние праздничные дни выпущена новая версия, в которой появились сразу два очень важных обновления. Теперь функции приложения доступны несобственникам. Ведь нередко вопросами ЖКХ в доме занимается не сам собственник, а его близкие. Таким образом можно дать контролируемый доступ к своей недвижимости другому пользователю приложения для передачи показаний, оплаты счетов, подачи заявок в управляющую организацию.

Если собственник сдает квартиру внаем, то другой человек сможет сам оплатить счета или сообщить эксплуатирующей организации о вопросах, связанных с деятельностью по управлению многоквартирным домом. Дети и внуки смогут помочь представителям старшего поколения, которые еще не разобрались с онлайн-оплатой счетов. Некоторые функции при этом делегировать невозможно - например, право голосовать на общих собраниях собственников по-прежнему останется только у собственника квартиры. При необходимости он может в любой момент отозвать гостевой доступ. Кроме того, приложение стало доступно жителям частных домов. Они также смогут передавать показания счетчиков и оплачивать счета.

Запланированы и другие доработки – например, весной 2025 года планируем выпустить обновление, которое позволит оплачивать все счета одной кнопкой. Кроме того, будем совершенствовать уже запущенные функции - например, выпущенную этой осенью коллективную заявку, оплату счетов, заявки в службу поддержки и поставщикам ресурсов и услуг.

 

2. Одна из серьезных проблем ЖКХ - большие долги населения. Цифровизация ЖКХ может повлиять на сокращение задолженности?

В 2024 году мы активно готовились к проведению эксперимента по досудебному направлению собственникам, имеющим задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в электронном виде на портале госуслуг (ЕПГУ) и в ГИС ЖКХ соответствующего заявления о взыскании, а также об информировании таких граждан по прохождению каждого этапа судебного делопроизводства. Проведено большое количество обсуждений с Минцифры как оператором ЕПГУ и Судебным департаментом при Верховном Суде, в зоне ответственности которого находится ГАС РФ "Правосудие".

Рассчитываем, что пилотирование нового механизма начнется уже с 1 марта 2025 года. За счет сокращения времени рассмотрения дел в судах такой подход станет дополнительным подспорьем для организаций сферы ЖКХ и будет способствовать сокращению дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Положительные эффекты будут и для судов - снизятся объемы работ по взысканию и уменьшится нагрузка на судебную систему в целом.

Стоит отметить, что в течение эксперимента и после его завершения электронная процедура взыскания будет являться альтернативной мерой. Существующий порядок взыскания с бумажным документооборотом будет также сохранен. Если собственник не согласен с решением судьи, он может отменить вынесенный приказ по стандартной процедуре.

3. А сами организации ЖКХ в целом готовы к «цифре»?

Учитывая, что основой цифрового пространства для жилищной сферы является ГИС ЖКХ, организации жилищно-коммунального хозяйства не просто готовы к "цифре", но и активно используют и применяют ее в повседневной деятельности. Об этом свидетельствуют несколько факторов. Это постоянная плодотворная работа над качеством данных в ГИС ЖКХ, а также поступающие от представителей бизнеса предложения по их интеграции с системой. Также важно отметить и высокую активность отраслевых организаций в деятельности совместной рабочей группы Минцифры, Минпромторга и Минстроя по проекту «Умный многоквартирный дом».

В соответствии с поставленными задачами мы постоянно работаем над совершенствованием законодательства по цифровизации отрасли, поэтому использование умных решений и интеллектуальных систем будет только расти.

4. Вы упомянули ГИС ЖКХ. Система развивается уже почти десять лет, что интересного и важного сделано в ней в последнее время?

В этом году сделан большой упор на модуль голосований на общих собраниях собственников. Весной мы реализовали проект "День собственника", чтобы вовлечь жителей многоквартирных домов в принятие решений по своему дому, а заодно выявить основные нюансы, которые помогут доработать систему. В рамках проекта мы запустили интеграцию с порталом госуслуг, и пользователи теперь получают уведомления об общих собраниях собственников и протокол собрания как прямо в личный кабинет, так и по адресу электронной почты.

Осенью мы запустили в пилотном режиме еще один проект, основанный на интеграции с порталом госуслуг - доставку счетов. Участники пилотного проекта могут получать по электронной почте или на портале госуслуг счета, выставленные поставщиками услуг через ГИС ЖКХ. Цифровизация квитанций повышает прозрачность процессов и защищает граждан от мошеннических действий. Переход на электронные счета поможет свести к минимуму такие ситуации.

Кроме того, в этом году мы совместно с оператором информационной системы, отвечающим за развитие ГИС ЖКХ, продолжаем уделять большое внимание качеству данных. Новые сервисы будут полезны россиянам, только если информация в них будет верная и актуальная. Сегодня уровень заполнения кадастровых номеров помещений в многоквартирных домах поднялся с 54% до 91%, в индивидуальных домах - с 42% до 83%. Это значит, что жители квартир и домов в большем количестве случаев будут видеть достоверную информацию о своем жилье. Уровень заполнения банковских реквизитов поднялся с 67% до 97%, а ситуации, когда оплата за ЖКУ проходит некорректно, сведены к минимуму. Повысился и показатель размещения платежных документов. 

5. Ежегодно оценивается цифровизация городов. Какие системы на уровне городов сейчас самые полезные, на ваш взгляд?

Ведомственный проект Минстроя «Умный город» нацелен на импортозамещение иностранных решений, а также на тиражирование по типу "от простого к сложному", где существует базовое решение и возможно формирование "дополнительных" модулей. "Умный город" является концепцией, направленной на повышение качества жизни наших граждан. Города развиваются с точки зрения инфраструктуры, улучшения сервисов, повышения комфорта и безопасности городской среды.

Для определения эффективности цифровизации, технологических решений и сервисов, которые внедряют города, разработан индекс "IQ городов". В 2024 году среднее значение индекса составило 61 балл из 120 возможных. На текущий момент рейтинг состоит из методологии и оценки по 15 направлениям и 37 показателям.

Для городов рейтинг Минстроя "IQ городов" является сегодня одним из маркеров работы по направлению цифровизации. Данный рейтинг нацелен на выравнивание «цифрового контура» между регионами и муниципалитетами одной категории.

По нашим данным, в прошлом году для нужд государственного сектора было разработано более 100 проектов. В частности, 50 проектов с использованием технологий работы с большими данными, 32 проекта для сферы транспорта и логистики на базе big data и еще 32 на базе беспилотных технологий. Количество проектов продолжает расти - за один квартал появляется порядка 6 новых проектов.

Основная тенденция, которая прослеживается и с точки зрения IQ городов, и в части реализованных решений в сфере ЖКХ, – это создание экосистем с использованием big data, искусственного интеллекта и нейротехнологий.

 

Кроме этого, в рамках ведомственного проекта "Умный город" создан Банк решений, являющийся витриной "Умного города", которая демонстрирует, как опыт бизнеса может помочь закрыть потребности жителей через проекты, реализуемые совместно с федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти. Безусловно, все решения проходят тщательнейший отбор и отвечают совершенно разным запросам, таким как управление городским и парковочным пространством, а также решения для оперативного взаимодействия с жителями. На текущий момент в банке решений находится более 100 решений.

6. С июля прошлого года девелоперы, которые строят жилье, должны использовать технологии информационного моделирования (ТИМ). У всех ли это получается?

Действительно, с июля прошлого года застройщики, работающие в сфере долевого строительства, обязаны формировать и вести информационную модель объекта капитального строительства (ИМ ОКС), а с сентября при ведении такой модели включать в нее цифровую информационную (трехмерную) модель (ЦИМ). С 2021 года, когда начало действовать постановление № 331, пройден довольно долгий "подготовительный" период, в течение которого ИМ ОКС представляла собой набор файлов в электронном формате. Сейчас мы уже полноценно переходим на использование ЦИМ.

Говоря о готовности застройщиков, мы опираемся на статистику ДОМ.РФ. На текущий момент с применением ТИМ строится 53% квадратных метров жилого назначения по всей России. В Москве эта цифра достигает уже 88%, остальные регионы подтягиваются к столичному. Во всех федеральных округах строятся объекты жилья, при реализации которых применяют или пилотируют ТИМ.

С января этого года обязательность формирования и ведения ИМ ОКС расширена на более широкий спектр компаний-застройщиков. В связи с этим ожидаем постепенного роста применения ТИМ среди девелоперов в этом году.

На рынке отечественного программного обеспечения (ПО) представлен широкий перечень программ для работы с ИМ ОКС. Минстроем также сформирован и размещен на официальном сайте перечень российского ПО для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных. В нем сегодня содержатся более 300 российских продуктов, охватывающих все стадии жизненного цикла объекта.

 

Таким образом, уже создан необходимый каркас для успешного формирования и ведения ИМ ОКС в жилом строительстве. Теперь мы надеемся на сознательность застройщиков с точки зрения соблюдения буквы закона и инициативность в контексте содействия развитию ТИМ в отрасли.

7. Все ли ушедшие компьютерные программы для строительной сферы уже удалось заместить?

С учетом проводимой Минстроем работы и внимания министра Ирека Файзуллина к вопросам цифровой трансформации отрасли уровень цифровизации в строительстве растет. Она уже проникла во все сегменты строительного производства. Радует, что российские разработчики проактивно включаются в эту работу, и процесс цифровой трансформации отрасли проходит на основе отечественных решений.

Как я упоминал, в перечне ПО у нас более 300 позиций, и для каждого этапа жизненного цикла ОКС есть отдельные решения. Обновление перечня происходит по мере поступления в Минстрой запросов от разработчиков ПО и верифицируется по ряду признаков. Это наличие программного обеспечения в Едином реестре российского ПО, его применимость для решения задач строительной отрасли, наличие возможности работы с ИМ ОКС и ЦИМ, использование форматов IFC и XML.

Среди наиболее массовых функциональных процессов, которые закрывают наши разработки - например, системы CAD-проектирования. Популярны отечественные системы ТИМ-проектирования - Renga, NanoCAD, Model Studio и другие. ДОМ.РФ разработана облачная цифровая платформа для управления проектами жилищного строительства с применением ТИМ, которой уже сейчас пользуются десятки застройщиков из различных субъектов РФ. Кроме того, сейчас мы также работаем над созданием комплексных продуктов.

Доработка и разработка комплексных платформ осуществляется индустриальными центрами компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, Минстрой курирует два: "Строительство" и "ЖКХ". На их базе подбираются "якорные" заказчики - крупнейшие организации отрасли, которые обозначают требования к ПО, необходимому им для работы. Затем выбираются вендоры - подрядчики, готовые реализовать эти требования. И в такой тесной связке создаются программные решения, действительно востребованные отраслью.

В настоящее время в рамках «первой очереди» на базе индустриальных центров компетенций мы уже завершили восемь проектов с привлечением средств якорных заказчиков, в работе остаются семь проектов по разработке и доработке программного обеспечения, лишь один из которых – с привлечением грантового финансирования. Таким образом обеспечено создание инструментов для управления эксплуатацией ОКС, специализированного проектирования промышленных объектов и транспортной инфраструктуры, в том числе с использованием передовых технологий информационного моделирования (которые обеспечивают возможность формирования 3D-моделей, документов в машиночитаемых форматах, работу в среде общих данных), а также инструменты удаленной диспетчеризации инженерной инфраструктуры, онлайн-продаж недвижимости. Сформирован пул проектов «второй очереди», прорабатываются вопросы определения источников их финансирования.

В части промышленного строительства ведется работа по созданию национального импортонезависимого комплексного ТИМ-решения для специализированных промышленных ОКС. Уже проведен анализ существующего сейчас на рынке российского ПО. Сформирована цифровая карта отечественного программного обеспечения, применимого для промышленного строительства, куда вошло 336 программных продуктов. Эти данные планируется использовать в дальнейшем для создания полноценного единого импортонезависимого решения для всех этапов жизненного цикла промышленного ОКС.

Препятствий для успешной деятельности, связанных с отсутствием необходимого ПО, у нас нет. На текущий момент работа ведется над тем, чтобы российское программное обеспечение не просто было способно заместить иностранное, а превосходило решения, предлагаемые зарубежными разработчиками.

Марина Трубилина Оригинал публикации: https://rg.ru/2025/01/21/v-prilozhenii-gosuslugidom-mozhno-budet-oplatit-vse-scheta-odnoj-knopkoj.html

« Все публикации