Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
С 1 марта 2022 года вступают в силу ряд поправок по
лицензированию деятельности для управляющих компаний: они будут
получать лицензии только на часть работ и услуг. Как объяснила
зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана
Разворотнева, существующая практика лицензирования не совсем
совершенна.
– Сейчас управляющие компании могут выходить на рынок только после
того, как руководители сдадут экзамены, притом достаточно
формальные. Нужно учитывать и другие нюансы, например, наличие
материально-технического обеспечения и уставного капитала. Это
нужно, чтобы защитить людей – ведь бывают ситуации, когда условная
контора «Рога и копыта» собирает с жителей дома миллионы рублей, но
никуда их не отправляет дальше. Жители не получают услуги, –
объяснила Разворотнева.
Юрист Дмитрий Гордеев, эксперт в области практической работы в
жилищной сфере, также подчеркнул, что в 2022 году планируется
внедрить рискоориентированный подход, при котором каждый регион
будет самостоятельно решать, на какие виды работ следует направить
проверки той или иной интенсивности.
– Все будет зависеть от текущей ситуации. Если мало вопросов и
нареканий, то проверки будут минимальны, если много, то внимания им
уделят гораздо выше. Однако наша главная цель – добиться того,
чтобы органы надзора были абсолютно непредвзяты! – объясняет
Гордеев. – В ряде регионов есть много случаев, когда неугодных
конкурентов попросту «зажимают», а якобы дружественные организации
проверяются поверхностно, и ничего не меняется. Люди теряют веру в
государственный надзор.
Также Гордеев подчеркнул: было бы правильнее переориентировать эту
систему так, чтобы главные решения были за собственниками. При
этом, по его словам, вовсе не обязательно собирать общее собрание
собственников и ждать, пока свое мнение выскажет каждый – может
быть, корректнее было бы назначать своего рода «делегатов».
– Я уверяю вас: в любой пятиэтажке есть минимум два человека,
работающих в строительной отрасли. Есть дачники, которые не
понаслышке знают про водопровод и ремонт крыши. Они и смогут
говорить с подрядчиками на одном языке, они могут просматривать
документы и понимать, что и как работает. Этого достаточно – если в
каждом доме будет 10% активных и грамотных людей, они смогут
выражать мнение всех своих соседей, – добавил Гордеев.
В свою очередь, депутат Мосгордумы Александр Козлов отметил, что
ситуация в Москве отличается от той, которая царит во многих
городах – однако не в лучшую и не в худшую сторону, просто система
работает иначе.
– Мне известно, что многих людей пугает мнимая монополия
государства на деятельность – так называют тот факт, что большая
часть домов в Москве управляется силами ГБУ «Жилищник». Однако в
Москве есть и частный рынок управляющих компаний, причем на
территории Новой Москвы преобладают именно они. В других регионах
ситуация зеркальная: преобладают частники, и не всем это нравится.
Тот факт, что многие люди хотят перевести свои дома на
государственное управление – это шаг не к монополии, а скорее к
неким гарантия, – объясняет депутат Козлов. – Так что не нужно
пугать людей, речь не идет о сворачивании рынка частного
управления. Это всего лишь одна из возможностей.
Что же касается изменений в 2022 году, то речь, предположительно,
может идти о том, что дифференцировать оплату ЖКХ по стандартам –
например, пакеты «эконом», «комфорт» и «премиум». По словам
Разворотневой, может появиться калькулятор услуг, которые будут
выбирать жители.
– Люди должны выбирать не цены, а перечень желаемых услуг.
Например, пакет «эконом» подойдет, когда люди готовы сами мыть
полы, а управляющая компания отвечает только за безопасность. Пакет
«комфорт» предусматривает все работы на среднем уровне. И третий
пакет, например, «премиум», когда управляющая компания еще проводит
работы по повышению энергоэффективности дома. Отдельно каждый год
должны просчитываться и показываться людям расходы на текущий
ремонт, – объяснила Разворотнева.
Эксперты сходятся во мнении: профессионализм управляющих компаний должен расти – но вместе с ним ни в коем случае не должны расти цены (уж точно не выше уровня инфляции). Главное – должна исчезнуть необходимость постоянно жаловаться на управляющие компании, а для этого нужно решить две задачи: повысить профессионализм сотрудников и повысить грамотность потребителей. По словам экспертов, у людей не должно быть повода для претензий, ну а если они появляются – люди должны точно знать, куда и как жаловаться. Так можно будет избежать ситуации, когда люди пишут президенту: мол, у нас в подъезде нужно заменить лампочку!
Оригинал публикации: https://www.mk.ru/economics/2022/01/13/rossiyanam-predlozhat-samim-vybrat-uslugi-zhkkh-vlasti-obyasnili-iniciativu.html