Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Власти намерены ужесточить наказание за неплатежи в ЖКХ. РБК выяснил, как могут вырасти штрафы и какие еще санкции ждут должников
Членам правительства на встрече с президентом Владимиром
Путиным 1 апреля было не до шуток. «Долги [за тепло
и электроэнергию] растут», — обратился к министрам
президент. Собираемость платежей «составляет порядка 80–90%»,
признал министр энергетики Александр Новак, хотя «раньше было
98–99%». Минэнерго подготовило ряд мер, которые позволят
решить проблему, заверил министр. «Не затягивайте с этими
решениями», — напутствовал Путин.
РБК удалось ознакомиться с предложениями Минэнерго. Ведомство
подготовило поправки в законопроект, принятый Госдумой
в первом чтении еще в конце 2013 года. Изначально
документ должен был ужесточить платежную дисциплину потребителей
электроэнергии. Но Минэнерго распространило поправки
на все услуги ЖКХ.
Штрафы больше
На совещании у президента Новак предложил приравнять
штраф за просрочку платежей к 1/130 (за каждый день
неплатежа) ставки рефинансирования
ЦБ (составляет 8,25%). Сейчас пеня составляет 1/300
ставки рефинансирования. Это примерно 10% годовых, оценивал Новак:
такая ставка, наоборот, мотивирует потребителей перекредитовываться
за счет неплатежей энергетикам.
Ставки краткосрочных кредитов для физлиц варьируют от 27,5%
до 37,9%, для юрлиц — от 25% до 35%, приводит
данные Новак в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу
от 27 января 2015 года (есть у РБК). В нем министр
предлагает повысить штрафы до 1/90 ставки рефинансирования
(около 33% годовых). Физлицам и управляющим компаниям Новак
готов пойти на уступки: в первые 60 дней просрочки
они будут платить 1/130 ставки рефинансирования (23% годовых).
Потом неустойка вырастет до 1/90 ставки.
В финальной версии законопроекта (также есть у РБК),
которая в понедельник выносилась на правительственную
комиссию по законопроектной деятельности, штрафы для граждан
и управляющих организаций вырастают до 1/130, начиная
с 31-го дня просрочки. Для юрлиц такой льготы нет:
неустойка в 1/130 действует с первого дня просрочки. Зато
штрафы для физлиц вырастут за просрочку любых коммунальных
неплатежей, в том числе и взносов
на капремонт.
В законопроекте, который Госдума приняла в первом чтении,
штраф вырастал до 1/170 ставки рефинансирования. Минстрой
предлагал даже более льготный режим: увеличивать штраф
до 1/170, если просрочка составляет более 90 дней.
На льготном периоде в 90 дней настояли депутаты,
утверждает председатель комитета Госдумы по ЖКХ Галина
Хованская. Но в итоге от нормы отказались,
сетует она, а наказание, наоборот, ужесточили: «Это
возмутительно!»
Предложения Минэнерго согласованы с Минстроем
и Минэкономразвития, следует из ответов представителей
ведомств на запросы РБК. «Ужесточение ответственности
неплательщиков нами поддерживается», — лаконичен замминистра
строительства и ЖКХ Андрей Чибис (передал свой ответ через
представителя). Увеличение штрафа до 1/130 ставки
рефинансирования одобряет и Минэкономразвития, сообщила
представитель ведомства: сейчас банковская ставка превышает
возможный размер пени, «что явно не стимулирует
к своевременной оплате».
Гарантии от неплатежей
Для борьбы с неплатежами Минэнерго предлагает и другие
санкции. Должникам придется предоставлять поставщикам ресурсов
финансовые гарантии погашения долга.
Это давняя идея Минэнерго. Ведомство на протяжении нескольких
лет предлагает обязать неплательщиков предоставлять
электроэнергетикам банковские гарантии. Самые большие претензии
у электроэнергетиков возникают к так называемым
«неотключаемым» потребителям — предприятиям Минобороны
и ЖКХ (водоканалы, котельные).
На 1 апреля 2015 года общая задолженность
за электроэнергию на розничных рынках
составляет 187,7 млрд руб., сообщила представитель
НП «Совет рынка» (участвовало в разработке законопроекта
Минэнерго). На предприятия ЖКХ приходится 20%
задолженности.
В проекте Минэнерго предлагает ввести гарантии не только
в пользу поставщиков электроэнергии, но и всех остальных
коммунальных услуг — газа, тепла, воды и услуг
по водоотведению. От обязанности будут освобождены только
физлица, управляющие организации и бюджетные учреждения.
Критерии должников, а также самих гарантий должно установить
правительство.
Кроме того, законопроект предусматривает возможность полного
ограничения поставок электроэнергии «неотключаемым» потребителям.
И обязывает их внедрить автономные источники
энергоснабжения.
Фактически обязательное предоставление гарантий — это
дополнительно плюс 4% к расходам, предупреждает председатель
совета директоров ОАО «РКС-Менеджмент» (управляет
организациями по электро-, тепло- и водоснабжению)
Григорий Терян (передал ответ через представителя). Если
потребитель уже не выполняет обязательства по договору,
то банки согласятся выдать гарантию только при стопроцентном
депонировании средств. В таком случае годовые расходы группы
могут вырасти более чем на 300 млн руб.,
подсчитывает Терян. Так как рост коммунальных тарифов ограничен
предельными индексами, то участникам рынка придется сокращать
инвестпрограммы или зарплаты.
Государство становится коллектором для электроэнергетиков,
возмущается Терян: это противоречит базовым принципам гражданского
и антимонопольного законодательства. При этом организации
электроэнергетики в 2013 году сработали
с прибылью 36,3 млрд руб., а водоканалы —
с убытком 15,4 млрд руб. Истинная причина
неплатежей — задержки со стороны конечных потребителей,
заверяет Терян.
То, что у водоканалов есть свои потребители, не дает
им права пользоваться энергоресурсами безвозмездно, парирует
представитель НП «Совет рынка». Ответственность вводится
не для водоканалов или каких-либо отдельных видов
«неотключаемых» потребителей, а для всех неплательщиков,
добавляет он.
Законопроект не защищает одних участников в ущерб другим,
согласен представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС):
«Он дает четкий посыл (…), что электричество — это товар,
который необходимо оплачивать. И если этого
не происходит, значит субъект лишается этого товара».
Ограничение поставок является наиболее эффективным способом борьбы
с неплательщиками, считает представитель Минэкономразвития:
«Количество «неотключаемых» должников должно быть минимизировано».
Представители ФАС, Минэкономразвития и Минстроя сообщили,
что Минэнерго учло в законопроекте основные замечания
ведомств.
Тем не менее рассмотрение законопроекта
на правительственной комиссии было перенесено, рассказали РБК
два эксперта, участвующих в обсуждении поправок,
и подтвердил человек, близкий к Минстрою. Повод был
формальным, рассказывают два собеседника РБК: не было
отзыва Верховного суда. Рассмотрение перенесено на следующий
понедельник, знает один из них.
Отсрочкой воспользуются отраслевые лоббисты. Участники
всероссийского съезда водоканалов (пройдет с 22 по 24
апреля в Крыму) попросят депутатов Госдумы отклонить поправки
Минэнерго, следует из проекта резолюции (есть у РБК).
Представитель Минэнерго не ответил
на запрос РБК