Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Наступивший 2015 год связан с важнейшими
законодательными новеллами в сфере ГЧП. Так, с 1 февраля вступил в
силу первый пакет поправок в Закон N 115-ФЗ "О концессионных
соглашениях", расширяющих права и гарантии концессионеров в
проектах ГЧП, предусматривающих возможность осуществления платы
концедента, а также проведения совместных конкурсов различными
публично-правовыми образованиями. 1 мая в российской
правоприменительной практике появляется механизм "частной
инициативы" заключения концессионных соглашений. Законопроект "Об
основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного
партнерства в Российской Федерации" включен в перечень приоритетных
законодательных инициатив весенней сессии Госдумы. Безусловно, все
это поспособствует расширению практики применения механизма ГЧП в
различных отраслях экономики.
Не менее важны основные тенденции развития концессионного механизма в 2015 г. Этому вопросу было посвящено первое в этом году заседание Комитета ТПП РФ по ГЧП, на котором были представлены предварительные результаты исследования "Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России". Авторы не только актуализировали статистику заключения концессионных соглашений в РФ и провели ее анализ, но и сформировали рекомендации государственным и муниципальным органам власти по созданию условий для дальнейшего эффективного применения концессионных соглашений для социально-экономического развития территорий. Исследование ежегодно проводится Центром развития ГЧП при поддержке Министерства экономического развития РФ. "Сегодня рынок концессий развивается, выглядит не идеально, но это живой рынок и, что самое главное, на этом рынке есть лидеры, - отметил председатель Комитета ТПП РФ по ГЧП Павел Селезнев. - На региональном уровне наибольшее количество концессионных проектов было заключено в Нижегородской, Ленинградской, Новосибирской областях, Республике Башкортостан. На муниципальном - в Республиках Татарстан и Бурятия, Амурской и Тамбовской областях". Заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Минэкономразвития России Мария Ярмальчук, в свою очередь, подчеркнула: "Сейчас мы видим уже большой спрос регионов на концессии, к нам поступают запросы о том, каким образом проводить совместные конкурсы, каким образом прописывать преимущественное право по приватизации и, конечно же, по частной инициативе. В 2015 году мы планируем выпустить постановление правительства, утверждающее форму предложения о заключении концессионного соглашения по инициативе частного лица". Мария Ярмальчук отметила, что в этом году есть планы по расширению перечня объектов концессий. По словам исполнительного директора Центра развития ГЧП Максима Ткаченко, представившего предварительные итоги исследования, основной целью исследования стала выработка рекомендаций и предложений федеральным, региональным и местным властям для дальнейшего более эффективного применения концессионного механизма. Он рассказал о статистике и трендах, которые были выявлены при проведении исследования: "Относительно трендов, которые мы обнаружили, к примеру, в социальной сфере, - сегодня в стадии структурирования в Ульяновской области находится первый концессионный проект по созданию пансионата для пожилых граждан на 80 мест, который предусматривает плату концедента на этапе эксплуатации. Эти проекты давно готовились в регионах. К сожалению, отсутствие платы концедента мешало сделать эту модель реализуемой, но сейчас Ульяновская область готовит такую сделку. Много проектов в сфере социального обслуживания, связанных с банно-прачечными комплексами, что говорит о появлении новых видов объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются концессионные механизмы". В социальной сфере лидером по количеству планируемых и заключенных концессионных соглашений в этом году, как и в прошлом, является здравоохранение. Заместитель директора Департамента развития инфраструктуры и ГЧП Минздрава России Кирилл Хрянин обратил внимание на то, что регионы и муниципальные образования проявляют повышенный интерес к концессионному механизму: "Регионы сейчас уходят от инвестиционных меморандумов и других соглашений, которые не регламентированы законодательством и не предоставляют никаких гарантий инвесторам, в плоскость легальных соглашений, в том числе концессионных. Инвесторам интересна отрасль здравоохранения, и именно на понятных условиях. На основе концессии сейчас создаются диализные, перинатальные, онкорадиологические центры. Именно в рамках концессионного механизма инвесторы готовы приходить и гарантировать публичному партнеру создание или реконструкцию инфраструктуры". Есть подвижки и в коммунальном секторе. После внесения изменений в отраслевое законодательство в сфере теплоснабжения и водоснабжения, по сути закрепляющие концессию как единственную форму привлечения частных инвестиций в создание и реконструкцию соответствующей инфраструктуры, количество реализуемых проектов выросло в несколько раз. При этом, как отметила заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ Развития" Эржена Дондупова, эти концессионные соглашения требуют отдельного пристального изучения, так как при первичном анализе в большинстве из них отмечается низкое качество проработки финансовой модели, а также самого соглашения и фиксации в нем существенных условий сделки. |
Опубликовано в РБГ (Государственно-частное партнерство) N986 от 24 февраля 2015 г. |