ИНИЦИАТИВЫ «КЭС-ХОЛДИНГА» И «ФОРТУМА» РАЗБИЛИСЬ ОБ ФАС И ПОЗИЦИЮ «ДОЧКИ» «ГАЗПРОМА»

Правда УрФо

ФАС РФ и ФСТ отказали генерирующим компанияМ УрФО в монополии на рынке тепла

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) «забраковала» основные положения новой модели рынка тепла, активно лоббируемой ЗАО «КЭС-Холдинг» и финским ОАО «Фортум». Руководство регулятора усмотрело в предлагаемых нововведениях сверхполномочия для Единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Позицию антимонопольщиков поддержала и Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая решила, что метод «альтернативной котельной» приведет к росту тарифа в крупных городах и вымиранию территорий, где отсутствуют эффективные тепловые мощности. Сами разработчики документа с критикой федеральных чиновников не соглашаются, указывая, что теплосетевые компании по определению являются естественными монополиями. Эксперты же называют развернувшуюся дискуссию «некорректной», поскольку нормы необходимо рассматривать предметно по каждой территории, однако отмечают, что «аппетиты олигархических структур поубавились».

В ходе заседания «рабочей группы» по новой модели рынка тепла при ФАС России руководство ведомства заявило о неготовности схемы, предлагаемой крупными частными генерирующими компаниями. В частности, замруководителя антимонопольной службы Анатолий Голомолзин озвучил опасения относительно ограничения конкуренции на рынке. Основным аргументом против новой модели он назвал наличие сверхполномочий у Единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которые будут утверждаться в рамках схем теплоснабжения муниципалитетов.

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин

Дело в том, что ЕТО получит право на техприсоединение потребителей даже к тем сетям, которые находятся в собственности других компаний, что, по мнению замруководителя ведомства, приведет к разногласиям между единым оператором и распределительными сетевыми компаниями. Это в конечном итоге может полностью остановить развитие инфраструктуры и привести к коллапсу рынка.

Позицию ФАС в ходе обсуждения также поддержали представители профильного министерства, «дочки Газпрома» – ООО «Газпром энергохолдинг» и ФСТ. Регулятор, в частности, заявил, что при внедрении «альтернативной котельной» остается неясной судьба территорий, где отсутствуют эффективные источники теплоснабжения, например, ТЭЦ. Таким образом, указывают в ведомстве, в крупных городах, где действующий тариф ниже предлагаемой индикативной цены, произойдет рост, однако, как будут существовать остальные населенные пункты с тарифом, уже сейчас превышающим эту планку, неизвестно. Такая политика, считают специалисты ФСТ, может привести к полному развалу систем теплоснабжения в территориях, отапливаемых неэффективными котельными.

Как указывают участники обсуждения при ФАС, новую модель рынка тепла инициировали и поддерживают ЗАО «КЭС-Холдинг» Виктора Вексельберга, финская компания ОАО «Фортум», генерирующие мощности которых базируются на территории УрФО, и «некоторые представители руководства Минэнерго». При этом профильное федеральное ведомство отказывается опробовать новую модель в ряде пилотных регионов и только затем внедрить ее массово.

По мнению директора по тепловому бизнесу ООО «Газпром энергохолдинг» (100% принадлежит ОАО «Газпром») Станислава Воронина, новая модель рынка тепла в существующей редакции приведет к полному отсутствию конкуренции и инвестпривлекательности на теплосетевом рынке, а ЕТО, в свою очередь, будет нагружена обязательствами, несоразмерными правам и полномочиям.

 

Директор по тепловому бизнесу ООО «Газпром энергохолдинг» Станислав Воронин

Между тем представители генерирующих компаний утверждают, что новая модель рынка тепла будет выгодна буквально всем: от производителя до потребителя и государства. При этом, как заявил  заместитель гендиректора по тепловому бизнесу ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров, теплосетевые компании априори являются естественными монополиями, поэтому говорить об ограничении конкуренции некорректно.

«Во-первых, сетевой бизнес является естественной монополией. В таком случае, как можно исключить конкуренцию на монопольном рынке? Условно, если на сегодня есть десять естественных монополий, за ними сложнее уследить, нежели за одной. Для государства важно, что вместо десяти объектов надзора появляется один, для потребителя обнаруживается одно окно, для органов власти – одна организация, в которую необходимо обращаться. Во-вторых, суть претензий антимонопольщиков несколько иная: если организации присвоят статус ЕТО, она может использовать свое доминирующее положение для воздействия на других игроков. Чтобы это исключить, мы и вводим нормирование сетей, то есть рассчитываем тариф по альткотельной как для сетей, так и для генераций, и если возникают споры, решаем их через регулятора», – отметил топ-менеджер ОАО «Фортум».

 

Заместитель гендиректора по тепловому бизнесу ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров

Собеседник издания также заявил, что разорванность тарифа в рамках одного муниципалитета, как правило, вызвана наличием коррупционных схем с участием регулятора. Так, по мнению Парвиза Абдушукурова, нормирование сетей исключит «серые схемы». При этом сопротивление принятию новой модели, уточнил он, связано с нежеланием ряда структур «потерять кормушку».

«Почему в рамках одного муниципалитета на разных тепловых источниках тарифы разнятся? Потому что их владельцы стараются финансово заинтересовать регулятора, отсюда и цена на ресурс», – резюмировал Парвиз Абдушукуров.

Стоит напомнить, что ранее  против тотального нормирования сетей выступал исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие»  Алексей Макрушин В ходе регулярных обсуждений новой модели рынка на диалоговых площадках эксперт указывал, что применение «альткотельной» уместно только для ТЭЦ. При этом, по мнению Макрушина, в сетях необходимо оставить регулирование.

«На наш взгляд, метод альтернативной котельной следует применять только для ТЭЦ, а в сетях нужно оставить регулирование, потому что сети крайне сложно нормировать: основные инвестиции нужны именно в сети, а объем требуемых вложений в одном городе сильно отличается от объема в другом», – заявил руководитель НП «ЖКХ Развитие» на форуме ENES-2014.

Представитель «КЭС-Холдинга» отказался комментировать позицию компании во время обсуждения новой модели рынка тепла. Однако отраслевые эксперты уже сейчас приводят негативные примеры работы ЕТО в России. По словам аналитика, знакомого с темой новой модели рынка, накануне администрация Ярославля обратилась к замминистру энергетики РФВячеславу Кравченко с просьбой лишить этого статуса ОАО «ТГК-2». Городские чиновники утверждают, что ЕТО зачастую не исполняет своих обязательств по заключенным договорам теплоснабжения. 

«Конечно, можно сказать, что ТГК-2 не лучший пример, так как у предприятия уже давно прослеживаются финансовые проблемы. Но в таком случае справедливо поставить вопрос, как такая организация вообще смогла получить статус ЕТО», – рассуждает собеседник .

 

Аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден, в свою очередь, полагает, что текущее обсуждение масштабных нововведений вообще бессмысленно, пока модель не будет рассматриваться в контексте конкретных территорий.

«Как такового рынка тепла нет в силу того, что тепло не передается на большие расстояния. Поэтому в одних городах складывается естественная монополия, а в других возникает потенциал для рыночных отношений. Эти разговоры бессмысленны, пока не начнут обсуждаться эти меры на отдельно взятых примерах, а не на основе общих принципов. «Альтернативная котельная» приводит к тому, что в половине регионов ситуация улучшается, а в другой половине достигается обратный эффект», – полагает Сергей Бейден.

Мы уже сообщали, что против инициатив «КЭСа» и «Фортума» активно вступают уральские регионы. Так власти Тюменской и Челябинской области рассматривают политику компаний как «попытку захватить рынок силовым путем». Основные претензии у субъектов РФ, как и у специалистов ФАС, вызывают значительные привилегии, которые получает ЕТО. К тому же местные чиновники указывают на агрессивность лоббизма со стороны этих генерирующих организаций.

Вместе с этим оба региона пытаются оспорить инициативу «Фортума» по переходу к физическому методу учета топливных расходов на комбинированных выработках. В этом случае тарифы на тепло в Челябинской области вырастут более чем в 2 раза. В Тюменской области рост составит порядка 600 млн рублей. Таким образом, местные бюджеты будут вынуждены компенсировать компании 3,3 млрд рублей в условиях сдерживания увеличения стоимости коммунальных услуг для населения.

"Правда УрФо" продолжит следить за развитием событий.

Антон Гуськов

« Все публикации