Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
С 2014 года Архангельская область, как и другие регионы, сможет самостоятельно управлять коммунальными тарифами. Федеральная власть установит лишь предельный темп роста совокупного платежа за ЖКУ, а на сколько увеличивать тарифы для конкретных поставщиков ресурса, будут решать уже на местах. Законопроект в Госдуме рассмотрят в сентябре.
Об этих и других законодательных новациях, призванных в очередной раз реформировать отрасль ЖКХ, говорили в Архангельске на межрегиональном совещании «Развитие общественного контроля в сфере ЖКХ как путь улучшения качества услуг».
По результатам опроса общественного мнения, более 70%
россиян ни при каких условиях не готовы платить за «коммуналку»
больше, чем сегодня. Еще 8% заявили, что в случае роста тарифов
вовсе перестанут оплачивать ЖКУ. Так что иллюзиям по поводу
свободного тарифного регулирования, которые периодически
высказывают ресурсосберегающие организации, нет места в реальности,
заявили участники форума.
«Ограничения будут, но изменится подход к их реализации, -
подчеркнул исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие»,
руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при
Правительстве РФ Андрей ЧИБИС. - С 2014 года максимальная
ответственность по тарифному регулированию будет переведена на
уровень субъектов. Очевидно, что несколько неправильным было из
тиши московских кабинетов определять темпы роста тарифов на
«коммуналку» для всей страны, не понимая специфики каждой
конкретной территории. Правительство будет устанавливать предельный
темп роста совокупного платежа в пятилетней перспективе, но
регионы, где это действительно обоснованно, смогут установленный
порог преодолеть в 1,5 и более раза. Таким образом, на практике
реализуется принцип дифференцированного подхода».
Кроме того, у субъектов появится возможность стимулировать
модернизацию коммунальной инфраструктуры за счет «игры тарифами»:
весомо увеличивать плату одному поставщику ресурсов, обновляющему
мощности, сохранив минимальный рост тарифа для других
монополий.
«Как только мы дадим бизнесу возможность планировать
инвестиции на длительную перспективу и видеть выгоду, в ЖКХ пойдут
деньги, - уверен Андрей Чибис. - Отрасль из «черной дыры», как ее
сейчас называют, станет эффективной системой. Но если сферу ЖКХ не
сделать прозрачной, ни о какой модернизации и привлечении частных
инвестиций речи быть не может».
Специалистами разработаны поправки в Жилищный кодекс,
которые тоже в сентябре будут отправлены на рассмотрение в
Государственную Думу. Помимо этого подготовлены документы о
введении в отрасли обязательного саморегулирования или
лицензирования. По какому из двух вариантов пойдем, планируется
решить уже осенью.
Очевидно одно: правила игры изменятся, и весьма серьезно,
для всех участников рынка ЖКХ. Управляющие компании начнут
штрафовать за оказание некачественных услуг. Цифры пока на уровне
обсуждений, но предусматривается «вилка» в пределах 10-50%
стоимости услуг за тот период, когда они не были оказаны. В случае
неправильного выставления счета организацию, выписавшую квитанцию,
также ждет штраф.
«Ошибки преднамеренные или по недосмотру, которые вызывают
бурю негатива, будут минимизированы, - подчеркнул Андрей Чибис. -
Необходимо создать правовую среду, когда качественно работать
станет выгоднее, чем некачественно».
Еще одна мера: введение стандартов для компаний. УК,
нарушившая требования законодательства, будет лишена права на
ведение деятельности в течение трех лет, а руководитель попадет в
федеральный «черный» список, что означает фактически запрет на
профессию в течение какого-то периода.
В свою очередь, увеличится и ответственность потребителя за
несвоевременную оплату. Это, по словам Андрей Чибиса, болезненное и
непопулярное решение, но иного выхода просто нет. «Статистика
говорит сама за себя: услуги ЖКХ добровольно оплачивает не больше
60%, все остальные - по решению суда, - говорит эксперт. - Если
потребитель справедливо требует качества услуг, то и своевременная
оплата должна быть безусловной обязанностью».
Источник – Бизнес-класс Архангельск