Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Вслед за электроэнергией готовят соцнормы на воду
Концепцию "водной" реформы Минрегион должен разработать до конца года. Задача осложняется тем, что нормы на свет некоторые регионы раньше уже вводили, а вот с водой подобных опытов не было. Придется экспериментировать.
В распоряжении правительства о переходе на соцнормы потребления коммунальных услуг в качестве даты старта эксперимента по воде значится 1 января 2015 года. Но первый этап реформы - введение норм на электроэнергию, намеченный на начало 2014 года для всей страны, - затянулся. 1 сентября эксперимент стартует лишь в пилотных регионах. Так что с водой, возможно, власти спешить не будут.
Тем не менее минрегион уже готовит документы. Конкретных цифр пока нет, но общая логика понятна.
Как рассказала "РГ" заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ Развитие" Елена Солнцева, базовые нормы воды планируется определять на основании данных о реальном фактическом потреблении населения, как и в случае со светом.
"Причем здесь важно будет детально проработать разделение домохозяйств на группы. Если применительно к электроэнергии было принято решение определить 6 таких групп, то в случае с соцнормой на воду может потребоваться более гибкая дифференциация, - говорит Солнцева. - Не исключено, что регионам будет дано право при необходимости вводить дополнительные категории".
Плюс, по ее словам, обязательно должны быть сохранены такие категории потребителей, как жильцы аварийных и сильно изношенных домов. Для них нормы потребления воды должны быть больше, как и в случае с электроэнергией.
Главным аргументом в пользу перехода на соцнормы в сфере электроснабжения был большой объем перекрестного субсидирования, когда тарифная нагрузка перекладывается с населения на других потребителей - промышленные предприятия.
В случае с водой ситуация другая. Здесь главная проблема - высокий уровень износа основных фондов и несоответствие воды стандартам качества. По разным оценкам, требованиям не отвечает от 50 до 64% проб.
"Основное загрязнение воды идет в процессе ее транспортировки по сети и по трубам уже внутри самого дома, особенно если он относится к старому фонду, - констатирует Солнцева. - За счет того, что небольшая часть населения будет тратить больше воды, чем предусмотрено нормой, и больше платить, появятся средства, которые можно будет направить на решение проблемы износа инфраструктуры".
Сами коммунальщики реформу поддерживают. По мнению Георгия Болдина, замгендиректора по сбыту, закупкам и тарифообразованию "Росводоканала", введение социальной нормы потребления холодной воды позволит стимулировать экономное отношение к воде среди частных потребителей и, как следствие, снизить нагрузку на сети. "Такой подход существует в мире, в частности в Израиле. Тенденция к экономии ресурсов давно наблюдается в развитых странах, и ее актуальность для России растет", - замечает Болдин.
Конечно, снижение полезного отпуска воды приводит к снижению выручки ресурсоснабжающих организаций, а значит, и к ограничению их возможности по модернизации сетей водоснабжения и водоотведения. Но разница в оплате в пределах социальной нормы и выше, по словам Болдина, позволит компенсировать выпадающие доходы предприятий.
В Институте экономики города в полезности нового эксперимента сомневаются. Ведущий юрисконсульт Дмитрий Гордеев напоминает, что недавно в правила предоставления комуслуг внесли изменения, которые снимают с населения обязанность каждый месяц предоставлять сведения об объемах потребления коммунальных ресурсов. При этом, чтобы начислять платежи по соцнорме, нужно каждый месяц не просто снимать показания, а еще и разделять, сколько света или воды человек потратил в пределах нормы и сколько сверху.
"Электросчетчики в большинстве домов стоят на площадках, и представителям энергоснабжающих организаций, чтобы снять показания, не надо входить в квартиры. Домов, где бы приборы учета воды были установлены за пределами квартиры, я, например, не знаю, - замечает эксперт. - То есть коммунальщикам либо придется ходить по квартирам, причем каждый месяц в одно и то же время, либо внедрять системы дистанционного сбора показаний. И то и другое связано с большими издержками, которые не смогут перекрыть эффекта от перехода на соцнормы".
Если мы хотим пить нормальную воду, нужно приводить в порядок инфраструктуру, а значит, повышать тарифы, уверен Гордеев. Те, кому платежи будут не по карману, должны получать адресную поддержку от государства. "Сейчас субсидии из-за массы существующих ограничений выплачиваются 10% жителей. А должны как минимум 25-30%", - считает он.
Кстати, если счетчики электроэнергии в России установлены практически во всех домах и квартирах, то с приборами учета воды ситуация гораздо хуже: в лучшем случае их 50%. Срок, до которого нужно было установить счетчики, прошел, но, так как никаких санкций за нарушение этого требования не предусмотрено, граждане не торопятся.
А как у них?
Германия. В расчетной ведомости, которую среднестатистическая немецкая семья получает раз в год, будет стоять 1000 евро за обеспечение водой и утилизацию стоков. Формирование цены может быть различным. К примеру, в Берлине 10% составляет "базовый тариф" за доставку и отвод, а остальные деньги взимаются за конкретное количество использованной воды. В различных областях страны цены разнятся в зависимости от способов добычи и доставки, в том числе геологических особенностей и глубины источников. В некоторых местах существуют модели "80% твердого базового тарифа и 20% за потребление". Несмотря на избыток водных ресурсов и отсутствие каких бы то ни было норм, потребление воды в ФРГ за последние 20 лет уменьшилось на 30 литров и теперь составляет 120 литров на человека в день.
США. 95% воды в США потребляют промышленность и сельское хозяйство. На жилые помещения приходится лишь 5%. Платят за них везде по-разному, так как американский ЖКХ - это обычный частный конкурирующий бизнес. Где-то платишь в месяц фиксированную сумму, если не превышаешь определенный лимит потребления. Где-то считают каждый литр. В результате стоимость воды может отличаться значительно как в самом штате, так и от штата к штату. К примеру, в жарком Финиксе семья из 4 человек в среднем платит 35 долл. в месяц (около 1150 руб.). А в умеренном Бостоне - 66 (2150 рублей). При этом в том же Бостоне самое низкое среднесуточное потребление воды на человека - 155 литров. Самое большое в калифорнийском Фресно - 798 литров.
Франция. В год французская семья из 3 человек потребляет 120 кубов воды, что ей обходится в 320 - 330 евро. Конкретно же сумма фиксируется с помощью индивидуальных счетчиков: ими оборудованы все квартиры и частные дома. В некоторых департаментах страны по решению муниципалитетов введены тарифы, которые призваны побуждать людей бережно относиться к воде. Так в Дюнкерке с октября прошлого года действует три тарифа. Первые 75 кубов годового потребления воды оплачиваются из расчета 0,83 евро за один, следующие 125 кубов по 1,53 евро, а свыше - 2,04 евро за кубический метр. К тому же дополнительная скидка предоставляется семьям с низкими доходами, а тем, где 4 детей и больше, полагается еще и бонус в 12 евро.
Канада. Местные жители не слишком экономят. Обитатели многоквартирных домов не спешат массово устанавливать у себя индивидуальные счетчики. Ведь никаких лимитов и повышенных тарифов на "сверхпотребление" воды в Канаде нет. И все же в Квебеке еще два года назад приступили к более тщательному сбору данных о том, сколько все-таки воды у них "утекает" в прямом и переносном смысле. Во всех жилых домах установили спецоборудование. Власти подсчитали: эта и другие меры позволят сэкономить за 20 лет 2 млрд долларов.
Источник - Российская газета