Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
На днях министра энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадия Микачуру освободили от занимаемой должности из-за просчетов в работе. А вчера было заседание, на котором президент РФ Владимир Путин выразил свое недовольство работой Минрегиона и Госстроя и поручил разработать поправки о предельных тарифах ЖКХ. Глава Минрегиона Игорь Слюняев на встрече с президентом заявил: «Взаимосвязи между регулированием тарифа и реально оплаты граждан не существует».
Редакция Pasmi.ru разобралась, от чего зависит рост цен на коммунальные услуги, и как наладить взаимосвязь граждан с тарифами. Давайте посмотрим, как формируется цена на услуги ЖКХ: сначала регионы собирают заявки от местных организаций, которые сообщают кому, сколько ресурсов понадобится, под какие программы. Далее региональные заказы- запросы направляются в федеральные службы, которые, в свою очередь, делают макроэкономический прогноз.
После он утверждается в Министерстве экономики и развития, который, в свою очередь, согласовывает с председателем правительства предельный рост тарифов по всей стране. Дальше идет подтверждение индексов и разработка норм тарифов по отдельным организациям.
Вот такой долгий процесс должен пройти подрядчик, чтобы довести тепло, электричество и воду до каждого дома.
Задаем вопрос заместителю исполнительного директора НП ЖКХ «Развитие» Алексею Макрушину: «Чем можно мотивировать рост тарифов ЖКХ на 100-200% в отдельно взятых регионах?»
«Я думаю, это удорожание не по субъектам, а по каким — то отдельным населенным пунктам, и это могло быть связано с тем, что эти люди вообще никогда не платили. Условно говоря, 250% от 0 или 1 — это большая сумма, но не в абсолютной величине. В военных городках люди очень мало платят за коммунальные услуги всю жизнь, и эти долги висят на ресурсе обслуживающих организаций».
Система ЖКХ во многом монополизирована. Заказчик по отдельному району устанавливает котельную и диктует свою цену. А как формируется цена за один литр воды, спросите Вы? Возможно ли в ближайшее время стабилизировать рост цен на коммунальные услуги, и каким путем?
Вера Москвина, член гильдии управляющих компаний в ЖКХ: «Деньги утекают в непонятные тарифы «ресурсников». Из чего состоят их тарифы, что они включают в цену? Все под ключ, все премиальные, свои базы, детские сады — все включают. Самое страшное в ЖКХ – это монополизм. ЖКХ давно не существует, а есть две структуры: нищие коммунальщики и сверхбогатые «ресурсники».
Вода, тепло – это та же самая нефть, золотая жила, деньги капают каждый день.
Они говорят, что «в наследство» от СССР им достались ржавые коммуникации! За 20 лет можно было все поменять. Мы сами, жители, во всем виноваты, сами же в дураках.
Нам заявляют, что трубы чуть ли не из серебра сделаны, но как только они доходят до вашего дома и попадают в ваши гнилые трубы, качество воды портится.
Монополисты диктуют условия, им конкурировать не с кем, какую хотят цену, такую и рисуют, а потом их экономисты все обосновывают правительству.
Для изменения ситуации должно быть только политическое решение. Бизнес настолько связан с властью, что по-другому этот клубок не распутать. Или собственникам ставить котельные на крышах и отключаться от центральных сетей.
В Тюмени, например, есть компании, которые ставят свои модульные котельные. В результате автономизации потребления и учета, платежи резко падают и тепло идет регулярно…. Почему вода стоила 1.20 копеек, а теперь 12? Вам никто не объяснит такое ценообразование!»
Также мы узнали, что наличие счетчиков существенно может сократить расходы частников. Так как их отсутствие позволяет коммунальщикам рассчитывать затраты потребителя по завышенным показателям на душу населения. Именно адекватный перерасчет может привести нас если ни к снижение тарифов, так хоть к менее быстрому росту цен.
Игорь Леоненко, специалист по тарифам ЖКХ: «В целом, в стране идет накопление валового внутреннего продукта. Но, по существу, перспектив для резкого снижения тарифов нет. Нам будет трудно осуществить эту глобальную задачу, т.к. за последние три года сильно увеличились затраты.
Встреча председателя с руководителем у нас проходит в феврале, а цены на тарифы устанавливают в ноябре, декабре. Мониторинг цен не проводится. Это конъектурный шаг, его нельзя считать экономически обоснованным».
Совершено противоположное мнение у генерального директора «Юр-Экспресс» — Игоря Измайлова, у которого за плечами 23-летний опыт работы в структурах ЖКХ:
«Вот простейший пример: на переходе во Владивосток стоимость одного киловатта электроэнергии, который мы поставляем в Китай в 2,5 раза меньше, чем то, что поставляется нашему производителю. Явно завышены цены на внутреннем рынке. А завышены они из-за большого количества перепродавцов…»
Как мы видим, по мнению наших экспертов, проблему решить возможно, только для этого нужны конкретные шаги. Редакция Pasmi.ru будет следить за поручением президента и обязательно подведет итоги эффективности работы Минрегиона и Госстроя.
Оригинал публикации: Pasmi.ru