Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
31 января исполнительный директор Института социально-экономических и политических исследований, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис стал гостем программы «Вечерний развод», вышедшей в эфир на волнах радиостанции «СИТИ-FM». Темой передачи стала инициатива властей Москвы: сформировать стандарт благоустройства города. При этом подчеркивалось, что итоговую оценку качества работы организаций ЖКХ должны давать граждане. Именно от оценки москвичей должна зависеть и зарплата работников отрасли, и то, какие подрядные организации работают в столице.
Предлагаем вашему вниманию текст беседы ведущего Георгия Бовта и Андрея Чибиса.
- Очень хорошо, когда такие песни слушаешь, что граждане дадут оценку. Фантастика какая-то. Мы уже 20 лет после Советского Союза живём. Они тогда ничего не контролировали.
А.Ч.: На самом деле, что касается уборки улиц, подъездов и благоустройства, граждане в рамках той идеологии, которая 20 лет реализуется, как раз и должны голосовать ногами. То есть выбирать ту организацию, которая устраивает их. Инициатива о том, что граждане должны голосовать и ставить оценку, может быть реализована. Главное, чтобы по результатам этой оценки менялись те компании, которые управляют домом.
- Вот вы директор некоммерческого партнёрства. Вы по опыту общения с другими людьми знаете, что сменить управляющую компанию нелегко.
А.Ч.: Да. Прежде всего, нелегко инициативным гражданам организовать вместе с собой других граждан, чтобы провести собрание и сменить компанию. В Москве исторически так сложилось, что эту отрасль сильно монополизировали. И здесь нужно развивать конкурентный рынок.
- А на кого вы её смените, если всё это монополизировано и связано с властями московскими же?
А.Ч.: Если ДЭЗ, который выбран, со своей работой не справляется, и люди начнут публично выставлять оценки и требовать смены компании, надо самореализовываться, чтобы сменить компанию, тогда мы этот рынок расконсервируем, потому что сегодня рынка управляющих компаний в Москве нету. Есть ДЭЗы и частные управляющие компании, которые созданы застройщиками в новых домах. Что касается новых домов, люди, которые покупали жильё, выгоняют управляющие компании, которые создают застройщики и создают ТСЖ и выбирают подрядчика, который бы управлял их многоквартирным домом.
- Я знаю множество других случаев, когда застройщик навязал свою компанию, люди судятся, а суды находятся на этой же земле, всё это повязано с местными властями, ничего добиться невозможно.
А.Ч.: Я бы так не связывал суды с местной властью. В кодексе были пороки, которые позволяли застройщику организовать свою управляющую компанию в тот момент, пока всё собственность была его, пока он не передал по договору квартиру. Сейчас застройщик уже не может сделать такую компанию, но жители тех домов, где такое произошло, я знаю среди моих знакомых огромное количество людей, которые выгнали эти компании, потому что они оказались недобросовестными.
- А кого они пригласили вместо них?
А.Ч.: Они создали ТСЖ и тех, кто готов с ТСЖ работать, они нашли. Но такие компании пока не выдерживают конкуренции с ДЭЗами, которые управляют домами. Эта публичность дополнительная, что в том или ином доме не выполняют обязательства, они и власти Москвы подтолкнут к тому, чтобы на этом рынке появилась конкуренция, потому что сейчас складывается ощущение, что система работает через государственные компании, и это хорошо. Этот монополизм нужно разрушать.
- Я пока не вижу механизма. Я вижу намерение Собянина что-то такое сделать, но это выглядит как выпуск пара. Жильцы выступили, управляющие компании пожурят, но вы сами говорите, что рынка управляющих компаний нет, вместо одного ДЭЗа придёт другой такой же, который связан с местной управой. Несвязанной с местной управой управляющей компании я не представляю. Откуда она возьмётся?
А.Ч.: Ряд частных компаний квалифицированных есть. Другое дело, что ситуация, когда по факту ДЭЗы, управляемые управами, не дают этим управляющим компаниям зайти на управление жильём, это правда. Если Сергей Семёнович будет видеть эти сигналы о том, что люди недовольны работой соответствующего ДЭЗа, то для ДЭЗа будут возможности повлиять на его работу. Появится публичная интерактивная картинка. Конкретный чиновник в конкретной управе не сможет препятствовать, чтобы управляющая компания зашла на управление многоквартирным домом, если жильцы этого хотят. Я знаю ряд случаев по этому поводу, когда даже если жители хотя выбрать другую управляющую организацию, работники ДЭЗа любыми способами препятствуют этому, потому что руководство Москвы за этими вещами не всегда следит. Эта публичность, открытость и интерактивность позволят дать больше управляемости, открытости. Моя инициатива была, чтобы подобная карта нарушений ЖКХ была в каждом городе. Чтобы житель писал мэру, президенту, премьеру, что двор не убирается, чтобы он сфотографировал, а это автоматически попало к ним.